РЕКЛАМА
Философия и наука. Роль философии в развитии науки.
 
 
Вопрос о соотношении философии и науки подразумевает решение 2-х основных проблем:
1) Соотношение философии и науки в системе человеческого познания.
2) Ответ на вопрос: является ли философия наукой, или может быть она шире или принципиально иная.
 
История вопроса:
1) В Древней Греции - философия рассматривалась как всеобъемлющая наука. Аристотель говорит о философии как о «госпоже наук».  Так как уровень теоретической зрелости отдельных наук был достаточно мал.
2) Затем науки стали выделяться из философии, но она оставалась органом, соединяющим результаты деятельности остальных наук, а также осуществляла прогнозирующие функции.
3) В XIX - XX вв. дискуссии по вопросу о соотношении философии и науки породили формулировки 2-х крайних позиций по этому вопросу.
а) с одной стороны, в силу развития науки, научный способ познания был объявлен господствующим  произошла абсолютизация стиля и общего метода точных наук. Наука была объявлена высшей культурной ценностью и социально-гуманитарная и мировоззренческая проблематика стали отрицаться как не имеющие познавательного значения. Зрелая наука считалась сама по себе философией - такая позиция носила название - сциентизм;
б) на другом полюсе трактовки соотношения философии и науки находится позиция антисциентизма. Антисциентисты говорят о принципиальной ограниченности науки в решении коренных человеческих проблем. Наука воспринимается как враждебная человеку сила, которой отказано в положительном влиянии на культуру.
 
Наличие таких абсолютно противоположных мнений о соотношении философии и науки говорит об их тесной взаимосвязи и о безусловной научности философии.
Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, и при этом является не только деятельностью по получению нового знания, но и результатом этой деятельности. Цели науки - объяснение, описание и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов. Наука, таким образом, стремится к логическому, теоретическому, максимально обобщенному знанию. Все вышесказанное можно отнести и к философии.
1) Научность философии выражается в том, что, во-первых, можно указать предмет философии - внешний мир и человек. По отношению к своему предмету философия оперирует анализом логически-понятийного типа  это приближает философию к науке. Даже иррациональная философия строится с помощью логических средств.
Философия использует категории в своем анализе  включает в себя научное содержание.
2) Как и наука, философия дает объективное знание, то есть позволяет изучать объект в его истиной сущности.
Основным возражением против объективности философского знания всегда было то, что философия исследует мир и человека не без человека, то есть объект в то же время является субъектом. Но совершенно так же прибор, с помощью которого наука познает окружающий мир, воздействует на объект изучения. Но возрастание активности субъекта не противоречит объективному знанию  отвлечься от субъекта невозможно. А значит, необходимо просто расширить принцип объективности. И тогда - в системе философского знания существует определенный объект, определенная понятийная структура философия в этом смысле наука.
3) Философия, как и наука, есть деятельность - исследовательская. И хотя философия не пользуется экспериментом, но пользуется наблюдением, воображением, интуицией. И при этом является абстрактной логической деятельностью.
4) Философия может выступать в той функции, которая подобна науке - методологической функции. Она выступает как инструмент научного познания философия выполняет методологическую роль по отношению к науке.
5) Философия содержит логику, что тоже сближает ее с наукой.
Философия является не только мировоззрением, но и научным знанием и научной деятельностью. При этом философское мировоззрение логико-рассудочное, понятийно-категориальное, что и роднит ее с наукой. При этом философское мировоззрение логико-рассудочное, понятийно-категориальное, что и роднит ее с наукой. При этом если исключить научность из философии, то она станет эмоционально-образным мировоззрением, то есть по сути перестанет быть философией. Но при этом нельзя сводить философию к науке, отнимая у нее мировоззренческий характер, так как это приведет к нивелированию философии до уровня просто методологии науки, что сильно ограничит ее задачи и возможности.
 
Вывод:
1) Философия выполняет по отношению к науке функцию мировоззренческой интерпретации, а так же функцию методологии познания.
2) Философия выполняет важные интегрирующие функции по отношению к отдельным отраслям науки (так же, как математика, логика, кибернетика и информатика).
3) Философия выполняет функции прогноза общих принципов и тенденций развития.
4) Философия систематизирует и осмысливает познавательные приемы.
5) Философия помогает обосновывать убеждения, подталкивает к переосмыслению отдельных позиций и помогает преобразовать стихийно сложившиеся у человека взгляды в более тщательно продуманное, обоснованное миропонимание.
Философия может помочь в лучшей ориентации как какой-либо конкретной науке, так и воспринимать окружающее в целом во всей его полноте и сложности.
Так что нельзя отрицать научность философского знания. Но надо признать, что оно выходит за рамки научного знания, и по сути своей является совершенно особой областью знания, стоящей как бы в центре среди других способов познания как одна из наиболее обобщающих.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Кун один из первых в западной философии акцентировал значение истории естествознания как единственного источника подлинной философии науки. Он ставит перед собой задачу структурировать  науку, представляя её в виде парадигм. Что же это такое? Рассмотрим  стадии, выделяемые Куном в развитии науки
В художественной форме Мандевиль утверждает, что расточительность - порок способствующий торговле, а жадность, вредит коммерции в своей сатире «Басня о пчёлах». В предисловии к басне он высказывает мысль о том, что человека делают общественным его низменные и отвратительные свойства. А в самой басне он на примере пчелиного улью показывает попытку общества избавиться от пороков.
Давид Юм развил эмпирическую философию Локка до её логического конца. Не принимая неправдоподобные суждения на веру, проводя более глубокий анализ, Юм пришел к выводу, что ничего нельзя доказать путем опыта и наблюдения. Философия Юма – крушение рационализма XVII века. Одна из его работ описывает различия между двумя видами восприятиями: впечатлениями и идеями.