Философия Томмазо Кампанелла
 
 
Томмазо Кампанелла (1568 - 1639)
Сын сапожника, родился в Калабрии (Сицилия). Был монахом доминиканского монастыря, сбежал в Рим, Флоренцию, Падую. В Падуе познакомился с Галилеем. В Калабрии возглавил заговор против исполнительной власти, 30 лет провел в тюрьме. Потом отправился в Рим, бежал во Францию.
Крупный представитель возрожденческой натурфилософии, автор утопии «Город Солнца».
Современник Галилея и Бэкона.
Будучи современником представителей культуры Нового времени, сам был представителем ренессансной культуры. Наиболее ярко репрезентирует особенности ренессансной философской мысли. В своих философских взглядах стоит на позиции двойственной истины, различает две книги - природы и Священного писания. Отказывается согласовывать выводы науки с религиозной картиной мира.
В основе вещей лежит материя. В отличие от Бруно, полагает, что Бог - вне мира и сотворил мир. Материя пассивна.
Движущее начало - тепло (близок к Телезио, у которого тепло и холод), оно пронизывает всю материю и вся материя обладает способностью ощущать.
Картина мира становится телеологической, все одушевлено.
Бог сотворил мир и далее не вмешивается в то, что в мире происходит - это традиция, ведущая к деизму.
Кампанелла возрождает метафору, которая встречается у Николая Орема - Бог-часовщик, мир - часы. Богу делать нечего. Лейбниц тоже будет использовать эту метафору.
Натурфилософская картина мира. Сопоставляя с тем, что делает Галилей, можно представить, насколько нововременная наука отличается от возрожденческой:
спекулятивность позиции Кампанеллы
антропоморфизм (образ часовщика)
сугубо качественный подход к описанию мира.
Галилей:
конкретное исследование явлений природы
отбрасывание антропоморфизма
некачественный подход, применение количественных соотношений и математических средств.
 
Субъективное отношение Галилея к Кампанелле: Кампанелла бомбардирует Галилея письмами, чтобы тот написал натурфилософское произведение; Галилей ничего не отвечает. Заметка на полях - лучше «найти истину в мельчайших вещах, чем спорить о величайших вещах,... не приходя к истине».
Философия Возрождения - особая философия, нельзя оценивать как раннее Новое время.
Социально-философская позиция Кампанеллы.
Картина жизни города Солнца - «в первую очередь заботиться о жизни целого, а затем его частей». Позиция антииндивидуалистична, антиэгоистична, как и позиция Томаса Мора. Открытое отстаивание коллективного принципа в противовес индивидуалистическому принципу свидетельствует о том, насколько сильна традиция индивидуализма. Платон, например, чрезвычайно остро подчеркивает значимость холистического принципа, потому что индивидуалистический принцип был ярко представлен.
Некоторые особенности жизни соляриев. Четыре часа работы в день. Нет частной собственности. Нет семьи. Каждый индивид должен работать, и судьба индивида определяется астрологией и волей самого человека.
Разделение труда, умственного и физического. Умственным трудом занимаются профессионалы (близок к Платону). В отличие от Платона и Мора большую роль играет техника. Учитывается развитие производительных сил. Главный моральный принцип - не делай другому того, чего бы ты не хотел, чтобы делали с тобой.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Выразил ироническую оценку знатоков литературы - «пересказчики». Его учитель - «наставник их наставников» - опыт. Да Винчи восстанавливает то особое отношение к опыту, которое было в 13 веке в школе францисканцев выражено Гроссетестом и Бэконом.
Поляк, выдающийся астроном вообще, а не только эпохи Возрождения. Окончил Краковский университет, в Италии (Болонья и Падуя) восемь лет изучал науки, слушал Помпонацци. В 1505-1508 годах пишет «Малый комментарий», содержащий критику аристотелевско-птолемеевской картины мира. Пишет революционную работу «О движении небесных сфер».
Как и Леонардо, подчеркивает значимость опыта как гаранта близости знания природе. Более всего чтит стоиков и развивает их материалистическую тенденцию.
Признает божественное творение мира, но утверждает, что природа не нуждается в опеке со стороны Бога и действует по законам, которые создал Бог. Это ведет к деизму (две истины).