РЕКЛАМА
 
Философия и наука нового времени
 
На прошлой лекции мы говорили с Вами о том, что религиозная философия средневековья открывает внутреннего человека, который не сопоставим ни с чем в космосе. Для развития познания это имело серьезные последствия. Христианство обосновало недостаточность силы человеческого разума для познания души. Одним из основных ее тезисов  - познание души человека возможно, если воля человека направлена к Богу.
Сосредоточенность средневекового мышления на понятии воли, подготовило поворот к новому пониманию соотношения между объектом и субъектом познания. Если в античности научное познание это созерцание  объекта, при котором субъект пассивен, то в Новое время познание это - активное конструирование объекта субъектом. Этот радикальный переворот был подготовлен христианским учением о природе как созданной богом из ничего, и человеке, как активно-волевом субъекте действия.
Итак, христианство, главной целью которого было направить человека по пути спасения своей души, исподволь готовило почву для естественнонаучного мировоззрения. Получается, что каждый новый поворот на пути познания, обусловлен предыдущим поворотом. Мышление возможно и прыгает через ступени, но вот осмысление познанного развивается поэтапно. Это развитие не всегда идет от простого к сложному или наоборот. В данном случае речь идет о том, что основной мысли, идеи, которая развивается на определенном этапе истории познания, противостоит явно или неявно альтернативное понимание мира человеком, действующим в конкретных исторических условиях. В результате этого противостояния, критически переосмысливались методологические принципы, методы и, конечно, результаты познания. Критический анализ философских оснований и результатов познания приводит к постепенному изменению «призмы» видения мира. С другой стороны, он способствует повышению уровня качества знания.
 
Какие же принципы религиозного понимания мира необходимо было переосмыслить в рамках естественно научного мировоззрения для формирования науки о природе и человеке?
Античная физика, да и средневековая тоже, разделяла мир на естественный и искусственный. В средневековье считалось, что естественное это то, что создано творцом, а искусственное то, что создано человеком. Физика занималась рассмотрением сущности вещей, или как бы мы сейчас сказали изучением божественного в природе, а механика была всего лишь искусством изготовления инструментов. В 17 в. механика задает образец исследования всех природных явлений. Почему? Потому что давала возможность представить предметы окружающего мира как сконструированные по образу и подобию естественного. А то, что человек сам сконструировал, то он и может познать. И если этот результат дает возможность объяснить причинно-следственную связь без обращения к чуду, то средство, которым мы достигаем этого результата, становится не столь важным.
Согласно второму принципу, мир разделен на подлунный и надлунный. Подлунный мир это мир вечных изменений, знание о котором не может быть истинным, поскольку истина не может быть относительной, но оно необходимо для ориентации в этом мире. И нужны были серьезные сдвиги в мировоззрении для того, чтобы ослабить, если не устранить, пропасть между человеческим подлунным миром и миром надлунным, божественным.
  Альтернативное понимание мира и человека присутствовало в средневековье в качестве магико-оккультного учения герметизма. В этом эзотерическом учении развивалась идея о нетварной или божественной природе  человека. Образ человека, способного познавать природу и воздействовать на нее лежал в основе этого учения. Понимание человека как земного бога способствовало снятию жесткого разделения  мира на подлунный и надлунный. Нет больше разницы между законами земного и небесного мира. Закон есть закон. Он действует одинаково и на земле и на небе.
В 17 в. эзотерические учения снова впадут в немилость в силу того, что противопоставят механистическому пониманию мира как системе из нескольких элементов, понимание мира как сложно организованного целого, элементы которого взаимосвязаны и подчинены цели существования целого. 
У всех предметов на этой земле есть 4 причины существования. Формальная, действующая, материальная и целевая. Пример строительство дома. Аристотель различал два вида целевой причинности: целевая причинность практической деятельности и целевая причина в мире природы. Так, в сфере практической деятельности дом есть цель деятельности строителя, а здоровье есть цель деятельности врача. Деятельность по достижению здоровья опосредована неким образом здоровья, который содержится в сознании человека. В природе цель не опосредована сознанием. Так, для зародыша целью является достижение взрослого состояния это его природное завершение. Стремление к пределу, который и есть форма соответствующего существа, является движущей силой всякого органического развития. В христианстве  природа есть творение бога, поэтому ее цели не в ней самой, а в нем, который творит этот мир постоянно, изменяя причинно-следственную связь, так как ему угодно. Для достижения цели, которую поставил сам себе бог ему, так же как и человеку, необходимы средства или действующие причины. С этого момента внимание исследователей обращено к познанию действующих причин с помощью, которых бог – творец этого мира достигает цели.
 
Поиск действующей причины шел в средневековой схоластике. Правда, средневековые схоласты искали силу, которая изменят мир. Каким образом возникает видимое из невидимого, количественное из неколичественного? Как и откуда произвел тот, кто не имеет ничего подобного в своей природе? Вот вопросы, над которыми ломали свои головы схоласты. Но для нас гораздо важнее ответы, которые они дали. Ведь в результате этих ответов изменилось представление о природе.
Размышление о действующих силах в схоластике привели к пониманию предметов окружающего мира как сумме взаимодействующих нескольких сил, качеств. Таким образом, материальный мир, это мир взаимодействия сил, нематериальных по своей природе и сотворенных Богом в качестве механистических средств для достижения цели.
Но попробуйте с таким воззрением на мир объяснить явления органической природы. Вам потребуется ответить на вопрос: является ли  будущее растение причиной для тех процессов, которые происходят в семени?  А поведение птиц, следствием появления птенцов? Естественнонаучное мировоззрение нового времени категорически против объяснения настоящего с помощью того, чего еще нет. Так начинается исследование действующих причин в настоящее время.
 
Механистический принцип познания природы снимал жесткие разделения между естественным и искусственным, небесным и земным и предполагал отказ от прерогативы целевой причины  над действующей. Это было оправдано, потому что предполагалась изучать не бога, а его творение природу. Отказ от исследования целевой причины, по сути, подготовил почву для отказа от обращения к божественному, богу как необходимой части картины мира в целом. Это позволяло подходить к исследованию внутреннего мира человека с треугольником и линейкой.
Кроме того, признание ведущей роли материальной и действующей причины, избавляло человека от необходимости страдания в этом мире, нацеливало его на поиск счастья здесь и сейчас. Болезни постепенно перестают пониматься как наказание бога или его испытание веры человека. Болезнь это нарушение законов функционирования человеческого организма. Задача врача устранить это нарушение. Но для этого нужно было конкретное знание закономерности процессов, которые идут в организме, законов устройства самого организма, и многое другое.