Философия свободы Фихте
 
 
Считалось, что Французская революция была следствием произведений Руссо и Канта. Фихте ставит философию Канта очень высоко. Прежде всего, учение о свободе. Фихте полагал, что Кант вполне доказал реальность свободы. Человек в своей деятельности абсолютно свободен и не связан никакими эмпирическими условиями. Человек должен действовать в соответствии с принципом долга без оглядки на эмпирические условия (перекликается с протестантской этикой первых десятилетий протестантизма, безудержная активность). Фихте так оценивает эту сторону результатов Канта: Философия Канта открыла ему истину, не показав ему ее оснований. Фихте считал, что открыл основания, прочный фундамент, не проработанный у Канта. Канта с самого начала притягивали справа идеалисты и слева материалисты. Монисты имели хороший объект для критики. Готлиб Эрнст Шульце подверг философию Канта критике справа за недостаточную последовательность в идеологической позиции. Кант неправильно использовал понятие причинности, когда говорил, что вещи в себе аффицируют наши чувства (выступают причиной). Причина, по Канту, -- категория рассудочного мышления. Поэтому ее нельзя применять к вещам в себе. Нелогичность позиции Канта.
Фихте, учитывая эту проблему и обосновав принцип свободы, приходит к выводу, что надо отказаться от вещей в себе, несовместимых с человеческой свободой. Как только убрал вещи в себе, устранил дуализм, перешел на монистическую позицию, последовательно субъективно-идеалистическую. Фихте и Канта пытался убедить, что понятие вещи в себе не нужно для Канта. Фихте обзывает его недоумком, «три четверти головы» в письме к третьему лицу. Сам Фихте мыслит последовательно. Есть только Я - позиция субъективистская.
«Моя система - первая система свободы. Моя система освобождает от вещей самих по себе».
 
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Моральный закон по Канту
Чистая воля определяется только формой закона. Моральный закон - это форма необходимости, связанная только с формой закона. Отсюда главная особенность этической позиции Канта: нравственный закон исключительно формален. Закон не может предписывать человеку никакого содержательного определения поступка, иначе этот закон не будет необходимым и всеобщим.
Философия свободы Канта
Противоречие этического долга и склонности человека. Категорический императив. Будучи безусловным предписанием, категорический императив исключает возможность для человека руководствоваться склонностями в своем этическом поведении. Человек нравственен только тогда, когда действует по велению долга, а не по склонности оказывает благодеяния другим людям.
Кант о мире вещей
Имеется влияние мира вещей в себе на мир явлений. Проблему взаимосвязи решает критика способности к суждению. Это попытка Канта перебросить мостик над пропастью между миром вещей в себе и миром явлений. Это понятие способности к суждению.