Философия Томаса Мора
 
Томас Мор (1478 - 1535).
Большой друг Эразма. В 1516 году (за год до Лютера) опубликовал книгу «Утопия».
Само слово сконструировано Мором из «у» + «топос» - место, которого нет. Или «эу топос» -- благое место.
Утопия - страна, которой нет, но она является благой страной. От этой книги пошла целая традиция утопической литературы - проектов идеального устройства общества, в котором человек процветает и все счастливы.
У самого Мора Утопия была гуманистическим ответом на ужасы первоначального накопления капитала, как они проявились в Англии. Ситуация была очень сурова.
Потребность рынка в шерсти привела к тому, что в Англии должно было увеличиться поголовье овец. Начало происходить огораживание. Появилась масса бездомных крестьян. Парламент издал указ, по которому бродяжничество каралось виселицей. А бродяжничество стало массовым явлением. Это была только одна из мерзостей, которыми сопровождалось первоначальное накопление капитала.
Томас Мор задался вопросом «как же быть?». В Утопии устранена основа эксплуатации человека человеком - частная собственность.
Позиция антииндивидуалистическая. Основа индивидуализма - частная собственность.
В Утопии нет денег. Зато есть всеобщее участие людей в труде по 6 часов в день. Если человек пожелает путешествовать, он обязан, прибыв на место, шесть часов в день трудиться все равно. Следовательно, изобилие продуктов, нет бедных и богатых, все одинаково богаты.
Общество социально однородно, хотя есть должностные лица и глава государства, которые выбираются по критерию одаренности и образованности. Возможности образования открыты каждому. Особое внимание уделяется морали. Человек - высшая ценность, а для человека главное - здоровье и наслаждение благами жизни. Особая забота - о здоровье. Здесь проявляется антиаскетизм позиции Мора, забота о потребностях человека как телесного существа прежде всего.
В Утопии есть религия, утопийцы признают Бога, который разлит во всем мире (пантеистическая тенденция). Очень веротерпимы по отношению к другим религиям.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Прославление земной любви к женщине. Эта направленность поэзии Петрарки явно антиаскетическая, антисредневековая. Он собирал памятники античной литературы. Во время крестовых походов многие рукописи попали в Италию.
Валла объявил себя сторонником эпикурейского сенсуализма. Утверждение значимости посюсторонней жизни, роль наслаждений и души, и тела.
«Жить без наслаждений невозможно, а без добродетели - можно». Воинствующий антиаскетизм.
Содержание произведений - философско-теологическое.
Враг схоластики и сторонник гуманистического направления.
Тяготел к мистике. В центре внимания - проблема «Бог - мир». Опирался на традицию, идущую от Плотина, Экхарта, Иоанна Скота Эриугены. Развивает апофатическую теологию.