Философия как разновидность научного знания
 
Рассмотрим философию как разновидность научного знания. Суть такого понимания четко выразил Б. Спиноза, полагая, что задача философии  не плакать или смеяться над горестями и радостями бытия, а понимать законы мира и его познания человеком, скрытые от других, наук.
Но чем отличается философия, например, от естественных наук? Сначала своего возникновения она формируется на основе противоречий между мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания, требовавшего для объяснения причинно-следственных зависимостей в природе, а не очередных мифов. Впоследствии она включила в свое содержание почти все имеющееся научное знание (отсюда ее название  пранаука, протознание) в соответствии с этим в 17-18 вв. и даже в начале 19 в. философией называли теоретическую механику, биологию и другие науки (И. Ньютон «Математические начала натуральной философии»).
С середины 17 в. наука начинает формироваться как обособленная и самостоятельная область знания, как особый вид социальной деятельности. Обретают собственный концептуальный статус механика, астрономия, математика и прочие естественные науки. Происходит уточнение предметов частных наук, которые выделились из философского знания. Казалась, что в результате размежевания философия потеряла собственный предмет исследования. «Философия подобна Королю Лиру, который раздал своим детям все свое имущество и которого вслед за тем, как нищего, выбросили на улицу». В. Виндельбанд Прелюдии: Философские статьи и речи. СПб., 1904, с. 16.
До сих пор некоторые авторы считают, что у философии нет своего предмета изучения, в лучшем случае ее роль сводится к анализу языка или научной методологии. Однако к подобному выводу можно придти, если с самого начала исходить из предположения, что в предмет философии включаются все знание о жизни, в том числе и знания всех прочих наук в их полном объеме. На определенных этапах развития философии действительно представляла собой протознание. Но это происходило не в силу многоемкости предмета философии, а по причине неразвитости частных наук, да и самой философии, которой еще в то время не произошло определения своего концептуального статуса. Достаточно вспомнить Аристотеля. С одной стороны, согласно Аристотелю, философия  это протознание, а с другой, он говорит о так называемой «первой» философии, науке о всеобщем.
Однако не только это предполагает определение философии как науки. Давайте посмотрим, какие есть критерии научного познания. Объективность. Она проявляется в стремлении к изучению объектов действительности, взятых в собственной логике развития. Рациональность. Обоснованность, доказательность утверждений, что требует опоры на разум, на логические основы мышления. Эссенциалисткая направленность. Раскрытие законов и закономерностей бытия, выявление причинно-следственных зависимостей между явлениями и процессами. Системность знания. Нацеленность на создание теории  развитой формы научного знания, дающей целостное представление о закономерностях и существенных связях той или иной области действительности. Проверяемость или верифицируемость выдвинутых утверждений на практике.
Перенося эти критерии на философское знание в целом, можно отметить, что, безусловно, часть философского знания подпадает под статус научного. Сущность философии как науки выражается в том, что она пытается анализировать мир в собственной логике и фактологии его существования, которые не зависят от субъективных склонностей, от предпочтений познающего субъекта.
Вместе с тем философия как наука имеет свою специфику. Будучи наукой о всеобщем, она исследует мир и человека в этом мире на уровне предельных оснований, не подменяя, тем самым, предметы изучения частных наук. Специфика философии такова, что она изучает не только то, как мир существует сам по себе, но и значения этого мира для людей. Поэтому вопросы  о смысле жизни, о смерти, о свободе человека, ответственности  все это тоже ее вопросы. И именно эти вопросы выводят ее за рамки научного познания и дают повод представлять ее как ядро мировоззрения.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Гегель человеческая история
Всемирная история - связующее звено между объективным духом и Абсолютным Духом. Всемирная история - стадия Абсолютного Духа. Государство как высшая ступень объективного духа - ступень перехода к Абсолютному Духу, причастно Абсолютному Духу. Гегель рассматривает всемирную историю как процесс саморазвертывания Абсолютного Духа, выстраивает триаду периодов, каждый связан с определенной формой общественного сознания
Людвиг Андреас Фейербах биография
Сын известного правоведа Ансельма Фейербаха, родился в Баварии. Проучился в университете один год и настолько заинтересовался философией Гегеля, что перебрался в Берлин и прослушал все гегелевские лекции. Гегель сыграл роль «второго отца», духовного отца. Берлин Фейербах называл своей духовной родиной.
Материализм Людвига Фейербаха
Реабилитация материализма. Немецкая классическая философия началась с Канта, Кант подверг резкой критике французских материалистов 18 века, продемонстрировал, что их позиция неглубока, особенно в гносеологических вопросах. Материализм не в состоянии учесть те глубокие гносеологические проблемы, которые Кант разработал.