РЕКЛАМА
 
Физикалистская картина мира медицины и схоластика
 
Наиболее полно выше перечисленные особенности средневековой философии воплотились в схоластике.  Ее отличало соединение догматики христианства с рационалистической методикой их изложения и обоснования. Эта особенность была обусловлена допущением христианских мыслителей о возможности неискаженной передачи во времени божественного откровения, к сохранению традиции в истории общества, допущением о принципиальной возможности познания воли Бога.
Для схоластической философии характерно опора на текст Священного Писания. Она ведет напряженный поиск рационального выражения духовного опыта. Духовный опыт и опыт молитвенного состояния задают определенную установку сознанию человека. Отсюда задачи христианского философа  выразить любовь к Богу и ближнему в четком моральном законе, а также - правильно понять и логически разъяснить текст Священного Писания, переводя глубинные интуиции религиозного мироощущения на язык понятий. Именно в этот период зародилась герменевтика или искусство толкования литературных произведений.
 
Как это отразилось на медицине?
В середине 13 в. преподавание медицины в университетах было еще относительно свободно от влияния церкви. Оно вилось на основе трудов Гиппократа и Галена. Правда, уже в этот период оно обладало рядом недостатков.
1. Считалось, что все знания, необходимые для профессиональной деятельности медика даны в трудах известных авторитетов.
2. Учеба состояла в том, чтобы посредством аргументов, которые приводили авторитеты, и законов формальной логики выводить одни понятия из других.
3. Существовала традиция полного пренебрежения опытом. Проверка опытным путем, положений высказываемых когда-то авторитетом, не признавалась доводом, который бы заслуживал внимание. Например, сицилийский король Фридрих II, говоривший и писавший на 6 языках, изучавший Аристотеля и труды ученых Востока и сам писавший труд по естествознанию, в 1238 г. дал своим университетам разрешение вскрывать трупы только один раз в пять лет.
Другими словами, преподавание в средневековых университетах было схоластичным. Как это ни странно, но именно в отрицательной особенности преподавания в университетах заключалась их положительная тенденция. Схоласты 13 в. изучали классиков философии, а на медицинских факультетах, кроме классиков философии изучали так же труды классиков античной медицины и  Востока.
 
Необходимость эмпирической проверки классических медицинских трудов, которая способствовала бы развитию медицины, приводила к противоречию между теоцентрической картиной мира, в центре которой был Бог и физикалисткой картиной мира античной медицины, с ее вниманием к естественным причинам изменения в человеческом организме.
Это явилось причиной возникновения  критического мышления в рамках христианской культуры, послужило толчком для поиска новых философских оснований медицинской науки.
Помимо секуляризации философского и естественно научного знания в средние века сформировалось «критическое» направление мировоззрения – ересью. Ересью назывались попытки критически осмыслить догмы христианской философии. В качестве одного из направлений еретического движения выступал мистицизм.
Схоластика переводила интересы субъекта познания в область логических конструкций и мышления. Вот почему формальная логика достигала в период средних веков небывалого расцвета. В результате медицина этого периода делает поразительные успехи в  различении болезней по родам и видам, формулирует понятия для постановки верного диагноза. Но вместе с тем нет эмпирического познания природы человеческого тела, поскольку существовал запрет на атомические опыты. Это приводит к тому, что болезнь рассматривается как наказание бога.
 
Таким образом, в средневековье сформировались объективные предпосылки для развития теоретического мышления. Мистицизм в этот период был единственным путем  практического исследования отношения Создателя и его творения – человека, поскольку обожествлял природу и в качестве основной цели человеческой жизни полагал познание божественной природы человека.