Формы существования духа Гегель
 
 
Дух - завершающая стадия саморазвития Абсолютной Идеи. Здесь идея достигает своего для-себя-бытия, осознанного бытия. И только в человеке Абсолютная Идея достигает этого пункта. Гегель безусловно не является мистиком, он не признает существа, запредельного миру, которое обладает сознанием, имеет волю, разум. Духовная жизнь реализуется только в человеке. Почти материализм.
  Подчеркивая духовную характеристику жизнедеятельности человека, он подчеркивает, что человек продолжает оставаться биологическим существом.
Гегель рассматривает человека одновременно как деятельное, социальное существо в его историческом бытии. В качестве социального и исторического существа человек, обладая сознанием, своей деятельностью творит вторую природу. Посредством этой деятельности человек утверждает свою свободу. У Шеллинга тоже связь между деятельностью и построением второй природы. Гегель идет дальше Шеллинга, интерпретируя свободу как независимость от некоего другого. Но свобода осуществляется не вне связи с этим другим, а посредством преодоления другого. Свобода человека порождается деятельностью самого человека. Это - новое у Гегеля.
Все саморазвитие духа есть освобождение духа от всех форм наличного бытия, не соответствующих понятию духа, преображение их в такую форму, которая соответствует понятию духа. Несколько туманная позиция. Если стать на позицию Гегеля, то некоторая логика может быть усмотрена.
 
Форм существования духа три. Это те формы, в которые он преобразует своей деятельностью наличное бытие. Поэтому три раздела.
1) Субъективный дух.
2) Объективный дух.
3) Абсолютный дух.
 
Это - возвращение к концепциям «Науки логики». Понятие - субъективное понятие, объективное понятие и идея.
Субъективны дух - отношение духа к самому себе, сфера индивидуального сознания субъекта как человека, рассматриваемого как природное существо. Гегель рассматривает это в подразделе «Антропология».
Следующий подраздел - «Феноменология духа». Здесь Гегель рассматривает понятия сознания, самосознания и разума.
Третий подраздел - «Психология». Теоретический дух, практический дух и свободный дух. Практическая деятельность субъекта - переход от субъективного духа к объективному духу.
 
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Понятие возможности у Гегеля
Гегель детализирует содержание этого понятия, различает абстрактную и конкретную возможности. Абстрактная возможность соотносится с понятием невозможности. То, что является не-невозможным - абстрактная возможность. Напоминает понятие случайности у Лейбница - случайно то, что является не-невозможным.
Соотношение необходимости и возможность свободы Гегеля
Гегель затрагивает круг вопросов, связанных с соотношением необходимости и свободы. Вслед за Гоббсом, Спинозой, Шеллингом подчеркивает, что противопоставлять необходимость и свободу нет оснований. Несвобода - там, где необходимость действует вслепую, там, где не постигается в понятиях. Есть сфера явлений, где нет деятельности вслепую - это целесообразная деятельность.
Учение Гегеля о понятии
Понятие есть третье, или единство двух сторон взаимодействия. Таким образом, он пытается из конечного результата своего учения о сущности перейти к очередному разделу - учению о понятии. Это заключительный раздел после учения о бытии и учения о сущности. Синтез. Понятие есть истина бытия и сущности.