Франсуа де-Ламот Левайе (1578 - 1672)
 
Ученик Гассенди, воспитатель будущего Людовика XIV. Написал «Воспитание дофина», избран членом французской Академии наук.
Следуя Монтеню, придерживается скептической позиции против науки и против притязаний богословов решать вопросы о бессмертии души и загробной жизни. Призывает полагаться не на знание, а на веру, но учитывать, что вера у людей самая разная. Несовпадение веры - не повод для притеснений. Даже представители одной религии придерживаются разных взглядов. Следовательно, надо исповедовать принцип веротерпимости.
Люди примешивают к своим собственным интересам небо, обожествляют кошек и крокодилов в Египте - то, что суеверия процветают, вовсе не повод относиться с пренебрежением к различным культурам. Косвенное признание того, что за религиями не стоит ничего - к любому верованию следует относиться снисходительно.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Приверженец декартовского рационализма. Резко выступает против схоластической мудрости. Дополняет рационализм позитивным положением - «познавать ситину не только разумом, но и сердцем». Предшественник экзистенционализма, экзистенциалисты чтут его в качестве предтечи. Сердце чувствует истину непосредственно и это - нерациональный факт. Эмоционализм и иррационалистическая тенденция.
Пьер Николь и Антуан Арно
Собратья Паскаля по аббатству Пор-Ройяль, янсенисты.
«Логика или искусство мыслить». Попытка систематичзировать искусство логики как искусство исследования (не умозаключения). Искусство мыслить опирается на четыре метода Декарта.
Учение о понятии
Суждении
Умозаключении
Методе
Исходный пункт - концепция двух истин. Теология и религия нужны обществу. Религиозные воззрения не поддаются рационализации и не нуждаются в ней. Философия - продукт разума, ее цель - объяснять человеку мир и самого себя. Главное средство - познание причинных связей.