Франсуа Мари Вольтер ( 1694-1778)
 
Основные произведения : «Философские письма», «Трактат о метафизике», «Основы философии Ньютона», «Философский словарь» и др.
Вольтер был деистом, сочетавшим материалистические тенденции с уступками идеализму. Большую роль в философском развитии Вольтера сыграли традиции передовой французской мысли 17 в., в особенности скептицизм Монтеня, материалистическая физика Декарта и материалистические идеи Гассенди.
Отвергнув церковное учение об откровении, о том, что религия выше разума и дана людям от природы, Вольтер считал, что вопрос о существовании или несуществовании бога должен быть решен при помощи разума; изучение же природы должно опираться на ее опытное познание, на науку, свободную от всякого вмешательства религии. Вопросы философии, по мысли Вольтера, следует рассматривать столь же объективно, как это мы делаем в отношении астрономических явлений. Задача философа состоит в том, чтобы, отказавшись от догматов религии, выяснить, что такое способность мышления, как возникают у человека идеи, есть ли у него душа и т.д.
Вольтер критически рассматривал богословские доказательства  бога и в конечном итоге пришел к выводу, что  бога хотя и недоказуемо, но вполне вероятно. Под богом, согласно деистическому взгляду Вольтера, следует принимать действующий принцип вселенной. Вольтер признает бога как первого двигателя, все в природе приводящего в движение.
Он указывал, что отрицать объективное  предметов вне сознания людей - это значит уподоблять жизнь сну, а ощущения - сновидениям. Вольтер признавал предметы вовне и их воздействие на органы чувств , результатом чего и являются ощущения. Значительный интерес представляет решение Вольтера о соотношении чувственного и рационального в познании. Отвергнув теорию врожденных идея Декарта и продолжая эмпирическую линию теории познания Локка, Вольтер защищал материалистическое положение о том, что понятия, общие идеи происходят из ощущений, первых идея. Нельзя ничего познать без помощи опыта. Истина, по мысли Вольтера, может быть познана тремя путями: или при помощи чувства, интуиции; или при помощи накопленных вероятностей, заступающих место достоверности; или при помощи доказательства.
Вольтер отверг как теологическое учение о дуализме души и тела, так и декартовскую теорию дуализма духовной и материальной субстанции. Религиозно-идеалистическое представление о душе как о духовной, бессмертной сущности, противопоставленной смертному телу, противоречит здравому смыслу и разуму. По Вольтеру, душа - это сознание, способность матери, присущая всем живым существам. Для познания законов действия души и тела необходимо обратиться к опыту; и поэтому надо отказаться от религиозного представления о душе как о духовной субстанции.
Вольтер способствовал популяризации физики Ньютона. Он говорил, что все в природе находится в движении. Закономерность явлений органического и неорганического мир, единство законов природы, закон тяготения позволяют прийти к выводу, что в природе осуществляется всеобщее действие. Принцип действия философ называл божественным геометром. Французский просветитель указывал, что с его точки зрения. Бог неотделим от всей природы, что быть свободным для бога, как и для человека, означает только одно - действовать. Одновременно Вольтер выступал против идеи непреодолимой фатальности. Свобода и необходимость событий не противоречат друг другу, наоборот, именно всеобщая необходимость является предпосылкой свободы человека, которую он понимал как способность действовать. Это философское понимание свободы служило теоретической основой ее политического толкования. Общественная свобода состоит в том, чтобы действовать согласно законам. Он стоял за свободу совести, личности, слова, за право каждого свободно продавать свой труд.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Процесс мировой истории Гегель рассматривал в его развитии. История совершается в силу действия необходимости. История - результат деятельности различных людей. Казалось бы, что люди сотворили историю. На самом деле историю творит Абсолютная Идея.
У Гегеля была образована система, составляющими которой являлись логика, философия природы, философия духа. Эта система строится с помощью принципа триадичности. Основными принципами Гегелевской философии являются принцип триадичности, принцип тождества, принцип восхождения от абстрактного к конкретному и другие.
Абсолютная идея прошла сферу чистого духа, т.е. логику и перешла в область материи (природы). Природа - творение абсолютной идеи. Принцип тождества здесь сохраняется. Идея в рамках природы получает свое движение. Движение же в природе механическое. На уровне природы Гегель вводит время, но движение в природе носит вневременной характер.