РЕКЛАМА
Идеи Галилея
 
Значимость Галилея для истории философии Нового времени состоит в том, что это был человек, который оформил и практически начал реализовывать единство экспериментальных и механико-математических подходов к изучению природы.
Зачинатель научного типа мировоззрения, внес свой философский вклад.
Личность противоречивая, сложилась под воздействием ренессансной культуры.
1 Гордый индивидуализм ученого без оглядки на авторитет.
2 Столкнувшись с организационной структурой, церковью, Галилей оказался сломлен и публично отрекся от своих взглядов.
Родился в знатной обедневшей семье во Флоренции. Учился на врача, но врачом не стал, увлекшись математикой. Преподавал математику в Падуе, Пизе.
Хорошо знал Аристотеля, парижских оккамистов. Пересмотрел физику Аристотеля и заложил основы механики Нового времени. Не декларируя экспериментирования и применения математики, реализует эксперименты по падению тел с Пизанской башни и количественно обрабатывает результаты. Четко формулирует понятие скорости, ускорения. Термин «инерция» позднее ввел Кеплер. Принцип относительности движения.
Изобретатель подзорной трубы. Открыл на небе много нового - моря и хребты на Луне, спутники Юпитера, фазы Венеры, выяснил, что Млечный путь - это гигантское скопление звезд. На основе астрономических открытий - идея множественности миров.
1582 - папой Григорием 13 введен григорианский календарь.
1616 - книга Коперника внесена в Индекс запрещенных книг.
Галилей был вызван на беседу кардиналом Белармино, тем самым, кто сжег Бруно. С него было взято обещание впредь ни писать, ни публично высказываться по этим вопросам.
Тем не менее, в 1632 году вышла его книга «Диалог о двух главных системах мира» - птолемеевой и коперниковой.
В 1633 году состоялся суд. Галилей отрекся от своих заблужденийи был помещен на виллу под Флоренцией под домашний арест. В старости ослеп.
В философии придерживался концепции двух истин, признавая право ученого на самостоятельный поиск истины без оглядки на средневековые догматы.
В мире существуют две Книги - Божественного откровения (Священное писание) и Божественного творения (сотворенная природа). Священное писание безошибочно, но ошибаются толкователи. Священное писание написано, чтобы служить в качестве моральных поучений, которые должны быть понятны неграмотной толпе. Относится с должным уважением.
Книгу природы нам позволяют читать ощущения. Как глазами видим буквы и должны осмыслять текст, так ощущения должны быть осмыслены разумом. Это дело науки. Таким образом, надо не только иметь чувственный опыт, но и осмысливать его рациональными средствами.
Природа, в отличие от Священного писания, имеет принудительную силу для человека. Человек не в состоянии что-либо менять. Перед необходимостью природных законов бессильны желания, повеления, даже если они принадлежат монархам.
Книга божественного творения такова, что ее может читать человек. Делается это посредством чувств, но при этом должен работать и разум. Возможно познание законов природы.
Понятие необходимости Галилей использует для определения понятия истины. Человеческий разум способен достигать достоверности в познании природы, божественный разум превосходит его только в количественном отношении.
Необходимость - это показатель достоверности знаний. Если человеческий разум осознает, что он с необходимостью признает ощущение, то он достиг истины. Человеческий разум создан тоже Богом - «творение Бога, и притом одно из самых превосходных.» Прежде всего в области математики (необходимости) можно уравнять разум человека с божественным разумом. Идея Бога имеет очень высокий статус у Галилея, столь же высокий статус у знания о природе. Необходимость обладает высоким статусом. Проблема свободы станет актуальной для нововременной мысли.
Говоря о деятельности человеческого разума по познанию природы, он высказывает определенные суждения о методах познания. Придает значение эксперименту, и признает руководство со стороны разума в смысле планирования, осмысления результатов. Утверждает значимость двух взаимоисключающих методов - резолютивного (индукция) и композитивного (дедукция). Это анализ и синтез, но не только. Композитивный метод строится на основе предварительного анализа опытных результатов и выдвижения гипотезы, которая объясняет результаты и проверяется ими. Галилей не противопоставляет друг другу опытно-индуктивный и гипотетико-дедуктивный способы познания, что свидетельствует об очень высокой методологической культуре.
При этом роль анализа более значима, чем роль синтеза. Главный показатель - редукционистский подход к построению картины мира.
Тяготеет к демокритовской атомистике: все имеет корпускулярную структуру. Также возрождает демокритовское противопоставление объективных свойств вещей и свойств, которые существуют только в субъекте.
«Запахи, вкусы, звуки ... без субъекта остались бы пустыми именами». Демокрит - по истине атомы и пустота, все остальное по мнению.
Подобное разделение будет у Гоббса и Локка.
Какие же свойства вещей он считает объективными? Это величина, фигура, количество и движение. Это механические свойства тел. Только механические свойства объективны, все остальные - нет.
Картина мира - механистическая. Все остальные свойства - антропоморфные. Механика абстрагируется от человека, представляя собой подлинное истинное знание. От остального мы должны отвлекаться.
Отмежевывается от аристотелевского понимания природы. Количественно-механистический подход доминирует. Аналитический метод имеет первостепенное значение. Эта картина мира господствует на протяжении всей истории науки Нового времени.
Галилей - родоначальник науки Нового времени.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Выразил ироническую оценку знатоков литературы - «пересказчики». Его учитель - «наставник их наставников» - опыт. Да Винчи восстанавливает то особое отношение к опыту, которое было в 13 веке в школе францисканцев выражено Гроссетестом и Бэконом.
Поляк, выдающийся астроном вообще, а не только эпохи Возрождения. Окончил Краковский университет, в Италии (Болонья и Падуя) восемь лет изучал науки, слушал Помпонацци. В 1505-1508 годах пишет «Малый комментарий», содержащий критику аристотелевско-птолемеевской картины мира. Пишет революционную работу «О движении небесных сфер».
Как и Леонардо, подчеркивает значимость опыта как гаранта близости знания природе. Более всего чтит стоиков и развивает их материалистическую тенденцию.
Признает божественное творение мира, но утверждает, что природа не нуждается в опеке со стороны Бога и действует по законам, которые создал Бог. Это ведет к деизму (две истины).