РЕКЛАМА
Идеи Макиавелли
 
 
Никколо Макиавелли (1469 - 1527)
Сын флорентийского юриста. Стал секретарем Комиссии десяти, фактического правительства Флоренции (до переворота Медичи). Фактический статус премьер-министра, сочетающийся со статусом госсекретаря - министра иностранных дел. Контролировал внешнюю и внутреннюю политику. В 1515 году случился переворот. Макиавелли удален в поместье, где находился под домашним арестом. Написал книги «Государь» (1513) и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», а также «Историю Флоренции».
Трактовка человека примыкает к гуманистическому направлению и развивает определенные следствия гуманизма. Человек руководствуется в своей жизни собственным индивидуальным интересом (подчеркивание эгоизма). Забота о сохранении и приумножении собственности. Необходимость государства (предвосхищает Гоббса): государство ставит пределы человеческому эгоизму, но является делом рук самого человека. Оно ограничивает эгоистические устремления человека (с либерализмом это не согласуется).
Религия имеет важную функцию - она является средством примирения человека с реалиями, которые его не устраивают. Религия необходима для общественно-государственной жизни.
Тем не менее, Макиавелли очень недоволен католической доктриной:
 
1 коррумпированность католического духовенства, дискредитирующая нравственные идеалы христианства. Поэтому католицизм перестал играть позитивную роль в обществе. Это написано до 1517 года. В 1517 году Лютер прибил на дверях Виттенбергской церкви свои тезисы и началась Реформация.
Критика в лице Макиавелли организационной структуры церковной жизни переросла в Реформацию.
 
2 сами идеалы христианства Макиавелли не устраивали. Ибо они проявляются наиболее непосредственно в представлениях христиан о своих святых - носителях идеи примиренчества и пассивности, развязывающей руки ловкачам и мерзавцам.
Макиавелли противопоставляет христианству языческие религиозные доктрины греков и римлян: боготворились герои - активные существа.
Утверждается идеал активности человека (ценности буржуазного общества).
 
Воззрения на Фортуну соотносятся с понятием свободы человека. Ограничивает власть Фортуны над человеком. Она «распоряжается половиной» устремлений человека и «подруга молодых», которые могут ею помыкать. Безудержная активность без оглядки на обстоятельства.
Считается, что макиавеллизм - идеология политического вероломства. Правитель должен сочетать свойства двух животных, льва и лисицы. Он должен быть способным расправиться с любым врагом и перехитрить любого хитреца. Но: оправдать насилие и вероломство можно, только если они необходимы во благо государства. Позиция называется этатизм.
 
Государственническая позиция. Государство нужно, чтобы ограничить эгоизм. Жестокость правителя должна быть извинена, если он действует во благо государства и если он единственный раз прибегает к этому, если он устроит такое государство, в котором нет нужды прибегать к насилию.
Политическая мысль становится самостоятельной, освобождается от религиозной опеки и от морали. Макиавелли четко разграничивает политику и мораль. Идеи Макиавелли предвосхитили многие идеи протестантизма. Макиавелли в чисто светской форме, в рамках гуманистического направления (в центре внимания человек, его самостоятельная ценность, антирелигиозная направленность) практически утверждает значимость политической мысли и некоторые идеалы - индивидуализм, эгоизм, активность без оглядки на моральные нормы, -- которые в другой форме перейдут к протестантизму. Существенную роль пока играет элитарность позиции.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Прославление земной любви к женщине. Эта направленность поэзии Петрарки явно антиаскетическая, антисредневековая. Он собирал памятники античной литературы. Во время крестовых походов многие рукописи попали в Италию.
Валла объявил себя сторонником эпикурейского сенсуализма. Утверждение значимости посюсторонней жизни, роль наслаждений и души, и тела.
«Жить без наслаждений невозможно, а без добродетели - можно». Воинствующий антиаскетизм.
Содержание произведений - философско-теологическое.
Враг схоластики и сторонник гуманистического направления.
Тяготел к мистике. В центре внимания - проблема «Бог - мир». Опирался на традицию, идущую от Плотина, Экхарта, Иоанна Скота Эриугены. Развивает апофатическую теологию.