РЕКЛАМА
Исаак Ньютон (1643 - 1727)
 
 
Окончил Тринити-колледж Кебриджского университета. Более тридцати лет занимал кафедру, которую ему оставил Барроу. Холостяк.
Сфера его интересов - оптика, механика, астрономия, математика - все, что до сих пор в Англии называется натуральной философией.
Сочетание экспериментального и математического характера естествознания наиболее ярко проявляется у Ньютона. Искусный экспериментатор; талант применения математики к результатам экспериментов. Крупная величина в математике - создатель интегрального и дифференциального исчисления. Достижения в оптике - открыл, что белый цвет - сложный. Полностью поставил крест на традиции, идущей от Платона, что свет - простейшая субстанция. Похоронил световую метафизику. Главный вклад Ньютона - он завершил создание основ механики. 1687 - «Математические начала натуральной философии», завершение создания картины мира. Основы были созданы.
 
1) Создав механику как отдельную дисциплину, он положил конец той ситуации, когда философия и естествознание практически не различались. Разграничил философию и науку. Научная картина мира окончательно утвердила себя в культуре Нового времени. Научное мировоззрение получило ту базу, на которой философия Нового времени могла развиваться. Создание механистической картины мира.
2) Метод научного познания и разработка методологии.
 
1713 год - второе издание «Начал». Предисловие написано молодым сотрудником Ньютона, Роджером Коту, и помещено с согласия Ньютона.
Ньютон, говорится в предисловии, следует двум методам - аналитическому и синтетическому. Аналитический метод выявляет те силы и те законы, которые действуют в природе. Особенности этого метода - опора на эксперимент и индукция. Таким образом были открыты закон всемирного тяготения и притяжение. Сам Ньютон подчеркивает значимость опыта для научного познания. Он прямо заявляет : «Гипотез не измышляю». Все должно вытекать из опыта, никаких домыслов, никаких гипотез. «Все, что не выводится из явлений, должно называться гипотезой. Гипотезам ... не место в экспериментальном познании».
Ньютон не допускает тех гипотез, которые не вытекают из опыта, в противовес схоластике и Декарту. Резко критикует Декарта за его гипотезу вихрей. Декарту, чтобы объяснить устройство солнечной системы (которое открыл Кеплер), пришлось опираться на закон сохранения количества движения. Одного этого закона было недостаточно, чтобы объяснить эллиптический характер орбит. С законом всемирного тяготения все стало на свои места - эллиптический характер движения планет, приливы и отливы, почему все тела падают вниз. Многие феномены получили объяснение. У Ньютона сила тяготения не имела никакого физического объяснения. Противники Ньютона говорили, что у него есть скрытые причины тех же схоластов. Ньютон спокойно относился ко всем упрекам - закон всемирного тяготения имел солидное экспериментальное обоснование плюс индукция. Спокойно пропускал мимо ушей все обвинения.
Любое индуктивное обобщение - гипотетическое обобщение. Никакая индукция не может до конца обосновать закон. Тоже «измыслил гипотезу» -- некорректно выразил свою позицию.
Синтетический метод - полученное индукцией обобщение формулируется в виде законов и из законов дедуктивным путем выводится все, что им подчиняется. Гипотетико-дедуктивная методология.
 
Представления о пространстве и времени. Точка зрения Ньютона господствовала до Эйнштейна. Различает абсолютное и относительное пространство и время.
«Абсолютное пространство безотносительно к чему-то внешнему всегда остается одинаковым и неподвижным. Относительное пространство есть его мера или ограниченная подвижная часть, которая определяется чувствами по отношению к каким-то телам».
«Абсолютное, истинное, математическое время само по себе и в сущности, не по отношению к чему-то внешнему, протекает равномерно и называется длительностью». Относительное - мера продолжительности. Есть или точное, или кажущееся или обыденное время. «Изменчивое, постигаемое чувствами, внешнее, совершаемое через посредство какого-либо движения, мера продолжительности, применяемая в жизни вместо истинного времени, как-то: день, месяц, год».
Один из отчетливо определяемых признаков - то, что относительное время связано с чувственным восприятием, чувственным опытом. Абсолютное пространство и время не могут быть даны в чувственном опыте, они безотносительны к чему-либо внешнему
В этом виден гносеологический дуализм рационального и чувственного (Декарт, Спиноза). Ньютон сохраняет традицию, идущую от Декарта и Спинозы и подхваченную кембриджскими платониками, что истинное знание мы получаем только разумом. Влияние декартовской традиции через кембриджских платоников от Генри Мора к Исааку Барроу.
Не только полемизировал с Декартом. Зависит от декартовской традиции. Положил начало традиции, которая просуществовала до Эйнштейна. Очень важная сторона механистической картины мира до начала 20 столетия.
Связь с взглядами кембриджских платоников - понятие пространства связано с понятием Бога. Ньютон отдал много сил теологическим размышлениям. «Пространство есть чувствилище Бога». Генри Мор - протяженность есть свойство тела и духа, благодаря пространству Бог присутствует везде и все чувствует.  Ньютон заложил основы научной картины мира, но влияние теологических идей на него было достаточно сильным.
В трактовке проблемы «Бог - мир» занимал деистическую позицию. Бог сотворил мир. Закон всемирного тяготения не объясняет, почему все орбиты планет в одной плоскости. Объясняет только наличие центростремительной милы. Откуда центробежная? Ньютон ссылается на Бога.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Локк вводит различие идей на простые и сложные. Фундамент всего содержания нашего знания - простые идеи, продукт внешнего и внутреннего опыта (протяженность, покой, движение, все первичные качества). Они имеют свои модусы: движение - ходить, ползать, летать. Простые идеи рефлексии - мышление и хотение (сила - разум и воля, соответственно).
Проблема обобщения, получения общих знаний. Локк становится на позицию номинализма, а именно концептуализма (Абеляр - общее не существует в вещах, не существует до вещей, а существует только в уме человека). Общее существует только в уме и больше нигде. Общее может выражаться посредством знаков (слов). Общими слова бывают тогда, когда ими обозначают совокупность вещей.
Картина мира механистическая. Материю Локк мыслит как мертвую глыбу, которая «собственной силой не в состоянии произвести в себе даже движения». Движение необъяснимо.Локк обращается к деистической концепции существования внеприродного Бога, который дал первотолчок материи. Бог создал человека, благодаря ему он имеет чувства.