Категории Фихте
 
 
Строит чисто монистическую последовательность категорий, линейную. Схема упорядочения категорий легла в основу категориального аппарата Шеллинга и Гегеля.
Фихте и Кант (субъективно-идеалистическая тенденция имеет место) радикальным образом отличаются от субъективного идеализма Беркли. Фихте и Кант понимают под тем сознанием, которое творит мир, вовсе не поверхностное эмпирическое сознание, которое понимал Беркли. Что находится в опыте, то в нашей душе есть - примитивное решение. У Канта и Фихте - бессознательная, активно-деятельностная сторона, которая задает все за спиной эмпирического сознания Беркли. Усложненный характер идеализма, различие между теоретическими конструктами и эмпирией (эмпирическое Я). Кант рассматривает проявления сознания, акцентирует внимание на априорных (интерсубъективных) формах.
 
В античной традиции Сократ обнаружил в человеческом знании транссубъективное содержание, одинаковое для всех людей; Кант, Фихте - трансцендентальные категории, абсолютное Я, соответственно. Поэтому есть возможность научного познания. Но это все деятельность абсолютного Я. После Сократа появляется Платон с его теорией идей, теорией воспоминания. Через подчеркивание трансцендентальности категорий рассудочной деятельности и форм сознания (Кант) и того, что абсолютное Я создает мир, создаются предпосылки к осознанию наличия объективного содержания сознания. Создаются предпосылки к онтологизации этой объективности. Надо отказаться от субъективного идеализма и признать, что  абсолютное, которое является порождением трансцендентального, абсолютного сознания, существует независимо от человеческих существ. Создаются предпосылки к переходу к объективному идеализму, находящиеся в рамках субъективного идеализма.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Натурфилософия Шеллинга
Суть натурфилософии Шеллинга - Шеллинг исходит из лейбницевского противопоставления духа и материи. Опирается на популярное на всем протяжении развития философии Нового времени понимание, что материя пассивна (механистическое понимание природы). Пытается в объектах природы отыскать активное начало.
Проблема свободы у Шеллинга
Намечает диалектику свободы и необходимости. Они связаны с сознательным и бессознательным. Необходимость -- бессознательная деятельность, свобода -- сознательная деятельность.
Эстетика Шеллинга
В искусстве преодолевается противоположность теоретической и практической деятельности. Искусство -- высший синтез и того, и другого. Искусство Шеллинг оценивает крайне высоко, как синтез природы и целесообразного сознания.