Категория Бытие в философии
 
Внутренняя противоречивость и активность бытия
Бытие - всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Это все то, что существует  охватывает материальное и духовное  это реально сущее.
Тщательная классификация и описание всех известных видов бытия - одна из основных философских задач  бытие - самая общая определенность мира философии.
Все есть бытие. При этом, если бы рассматриваемые нами миры были сугубо разными  к ним нельзя было бы применять одни и те же категории. Но во всех явлениях есть нечто одинаковое в философском смысле - то, что все они существуют. Причем это существование означает наличие определенности, которая может быть выражена философскими категориями.
Задача философа - в универсальном понимании мира философии. Добиваясь этого, он выводит одинаковость явлений, которая и обозначается категорией бытия.
История развития философской концепции понятия “Бытие”
Досократики: Противопоставляется небытию. Бытие “по истине” - сущность. Бытие “по мнению” - существование.
Платон - противопоставлял мир чувственный вещей миру истинного бытия - чистым идеям.
Средневековая христианская философия - противопоставление божественного бытия и сотворенного бытия. Различают действительное бытие (акт) и возможное бытие (потенция).
Эпоха Возрождения - общее признание культа материального бытия, природного бытия.
XVII-XVIII века
1) Бытие - реальность, противостоящая человеку, осваиваемая человеком в его деятельности.  Бытие - объект, противостоящий субъекту, бытие - косная реальность, подчиненная слепо действующим автоматическим законам. Исходным в трактовке бытия становится понятие тела. Господствуют натуралистически-объективистские трактовки бытия. Природа - механизм, действующий сам по себе. Субстанциальный подход в бытию как к субстанции, являющейся неуничтожимым, неизменным субстратом бытия с различными свойствами.
Сознание исключается из бытия.
2) В то же время бытие определяется другими философами на пути гносеологического анализа сознания и самосознания:
Декарт: “мыслю, следовательно существую”.
Лейбниц: бытие - духовные субстанции, монады.
Беркли: бытие - существование и данность в восприятиях.
Немецкий классический идеализм
Фихте: Бытие - свободная, чистая деятельность абсолютного “Я”. А предмет анализа философии - бытие культуры как духовно-идеальное бытие, созданное деятельностью человека.
Шеллинг: Подлинное бытие - в свободе человека, в его духовной деятельности.
Гегель: Бытие - первая, непосредственная ступень в восхождении духа к самому себе.
Западные философы XIX - XX веков
Понять бытие исходя из анализа сознания. Но сознание - не только в чисто гносеологическом смысле, а предположение целостной структуры сознания во всем многообразии его форм и в единстве с осознаваемым миром.
Философия жизни (Дильтей): Бытие - целостность жизни, постигаемой науками о духе специфическими средствами.
Неокантианство: Бытие - мир сущностей и мир ценностей как подлинное бытие.
Шелер: Учение о бытии тождественно осмыслению эмоционально-душевных актов и соответствующих им ценностей.
Сартр: противопоставление бытия-в-себе и бытия-для-себя. Бытие в себе - косное, сопротивляющееся человеческой воле и действию. Бытие - свободный выбор возможностей.
Неопозитивизм: критика онтологии вплоть до отрицания проблемы бытия, истолковываемой как метафизическая псевдопроблема. Предполагает некритическое принятие языка наблюдений в качестве фундаментального уровня бытия науки.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Процесс мировой истории Гегель рассматривал в его развитии. История совершается в силу действия необходимости. История - результат деятельности различных людей. Казалось бы, что люди сотворили историю. На самом деле историю творит Абсолютная Идея.
У Гегеля была образована система, составляющими которой являлись логика, философия природы, философия духа. Эта система строится с помощью принципа триадичности. Основными принципами Гегелевской философии являются принцип триадичности, принцип тождества, принцип восхождения от абстрактного к конкретному и другие.
Абсолютная идея прошла сферу чистого духа, т.е. логику и перешла в область материи (природы). Природа - творение абсолютной идеи. Принцип тождества здесь сохраняется. Идея в рамках природы получает свое движение. Движение же в природе механическое. На уровне природы Гегель вводит время, но движение в природе носит вневременной характер.