РЕКЛАМА
Категория “Материя” в философии
 
 
Диалектико-материалистическая концепция философии
Этимология термина “материя”: от лат. materia - вещество. “Вещественное” значение термина удерживалось вплоть до XX века
Но еще Демокрит заметил, что с помощью одного, качественно-определенного вещества невозможно объяснить происхождение другого.
Дальнейшее движение мысли привело к идее атомарного строения мира  в основе лежат чувственно не воспринимаемые частицы - атомы. Атомы истолковывались как мельчайшие “кирпичики”  До конца XIX века просуществовала дискретная картина мира, когда бытие мыслилось как особого рода взаимодействие мельчайших обособленных (дискретных) частичек вещества.
Однако долгое существование атомизма постепенно сменилось его кризисом в силу наличия целого ряда новых эмпирических фактов.
Во-первых, атом оказался не простой мельчайшей частицей: был открыт электрон, радиоактивный распад и т.п.  Атом - обладатель чрезвычайно сложного внутреннего строения. + Появились совершенно новые воззрения в области теории взаимодействия  введение в физику понятия поля (Фарадей, Максвелл), которое описывает принципиально отличное от вещества состояние материи. Сначала поле понималось как окружающее какой-либо вещественный объект пространство  это не разрушало представления о материи как о веществе, так как поле продолжало мыслиться как атрибут вещества.
Затем было неопровержимо доказано, что поле - не только атрибут объекта, но и самостоятельная физическая реальность  поле вместе с веществом превратились в новый и особый вид материи, в котором вместо дискретности основным свойством является континуальность.
+ Масса считалась мерой количества материи  открытие непостоянства массы было истолковано так, будто материя исчезает, а материализм терпит крах. В этом же духе был истолкован радиоактивный распад атомов - превращение материи в энергию  исчезновение материи.
Западное общественное мнение повернулось к идеализму в своем большинстве, так как материализм традиционно был связан с механистически-вещественным пониманием материи.
Разрешением вышеописанной проблемы также является концепция диалектического материализма, которая уточняет категорию материи в свете новых данных естествознания, освобождает категорию материи от неразрывной связи с понятием вещества и дает определение, соответствующее универсальному содержанию данной категории.
Материя существует в виде бесконечного многообразия конкретных образований и систем. В каждой конкретной форме материи нет какой-либо первичной, бесструктурной и неизменной субстанции Материальные объекты обладают внутренней упорядоченностью и системной организацией. Упорядоченность проявляется в закономерности движения и взаимодействии всех элементов материи, благодаря которому они объединяются в системы.
Типы материальных систем - элементарные частицы и поля, атомы, молекулы, макроскопические тела разных размеров, геологические системы, Земля, другие планеты, звезды, внутригалактические системы, Галактика, системы галактик, Метагалактика.
Всеобщими формами бытия материи являются пространство и время. А универсальные свойства материи проявляются во всеобщих законах ее существования.
Ленин в своем определении материи следует материалистической философской традиции, определяя ее через соотношение материи с сознанием, говоря о материи как о категории, которая дана в ощущениях, отображается ощущениями и при этом существует независимо от них.
Диалектический материализм не связывает четко понятие материи с вопросом о ее конкретном строении.
Два основных возражения против концепции материи в диалектическом материализме:
1) известны такие проявления материи, которые не даны в ощущениях;
2) если материю можно определять через соотношение с сознанием  материя зависит от сознания, а не наоборот.
Аргументы в защиту диалектического материализма:
на (1) - материя дана в ощущениях не только непосредственно, но и опосредованно, через различного рода “приборы”. Сложность состоит лишь в том, чтобы научиться адекватно интерпретировать данные, полученные в ходе эксперимента.
на (2) - материя есть субстанция сущего и самобытна в своей пространственно-временной бесконечности  она самодостаточна и не нуждается в непременном осознании; противопоставления материи и сознания, как и их соотношение в целом, вовсе не абсолютны, а относительны.
В диалектическом материализме понятие материи как объективной реальности характеризует ее как единственную субстанцию со всеми ее свойствами, законами строения и функционирования, движения и развития.
Ленинское определение материи направлено как против объективного (исходящего из признания духа в качестве субстанции сущего), так и против субъективного (полагающего, что все окружающие предметы являют собой “комплексы наших ощущений”) идеализма.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Кун один из первых в западной философии акцентировал значение истории естествознания как единственного источника подлинной философии науки. Он ставит перед собой задачу структурировать  науку, представляя её в виде парадигм. Что же это такое? Рассмотрим  стадии, выделяемые Куном в развитии науки
В художественной форме Мандевиль утверждает, что расточительность - порок способствующий торговле, а жадность, вредит коммерции в своей сатире «Басня о пчёлах». В предисловии к басне он высказывает мысль о том, что человека делают общественным его низменные и отвратительные свойства. А в самой басне он на примере пчелиного улью показывает попытку общества избавиться от пороков.
Давид Юм развил эмпирическую философию Локка до её логического конца. Не принимая неправдоподобные суждения на веру, проводя более глубокий анализ, Юм пришел к выводу, что ничего нельзя доказать путем опыта и наблюдения. Философия Юма – крушение рационализма XVII века. Одна из его работ описывает различия между двумя видами восприятиями: впечатлениями и идеями.