РЕКЛАМА
Кто мыслит абстрактно?
 
В последнее время в нашем обществе укореняется глубокое почтение к абстрактному мышлению, которое имеет силу предрассудка. Попробуем разобраться в данной ситуации, ответив на вопрос: что такое абстрактное мышление? Для ответа на данный вопрос обратимся к опыту обыденной жизни. Ведут на казнь убийцу. Возможно, женщины заметят, что он красив и силен. Но такое замечание возмутит толпу. Как? Убийца красивый и сильный мужчина. Какой-нибудь знаток человеческой души рассмотрит ход событий, объективных условий и независимых от преступника факторов, которые, в конце концов, поставили его перед выбором убивать или не убивать. Пожалуй, это тоже возмутит толпу. Как? Да Вы хотите оправдать убийцу?
Мыслить абстрактно – значит видеть в убийце только то, что он убийца и, выделяя это качество уничтожать в нем  все остальные качества человеческого существа.
Мыслить абстрактно - значит выделять в предмете, явлении, процессе только определенные качества, свойства, стороны, знание которых предоставляет возможность предсказывать течение событий, результаты практической деятельности.
 
В связи с таким пониманием абстрактного мышления неминуемо возникает вопрос: обладают ли абстрактным мышлением животные? Способны ли они выходить за пределы чувственно наглядного опыта? Ответ ученых – нет. Иллюстрацией данного ответа может служить широко известный опыт в эволюционной психологии, который провел Бойтендайк.
Наблюдения проводилось над различными видами животных: птицы, собаки, обезьяны. Перед животными ставился ряд баночек. На глазах животного в первую баночку помещалась приманка, затем эта приманка закрывалась. Естественно, животное бежало к этой банке, перевертывало ее и брало приманку. В следующий раз приманка помещалась под второй банкой, и если только животное не видело эту приманку, помещенную под новой баночкой, оно бежало к прежней банке, и лишь затем, не найдя приманки, бежало ко второй, где и получало приманку. Так повторялось несколько раз, причем каждый раз приманка помещалась под следующую баночку. Оказалось, что ни одно животное не может разрешить правильно задачу и сразу бежать к следующей баночке, т. е. оно не может схватить принцип, что приманка перемещается в каждую следующую баночку ряда. В поведении животного доминируют следы прежнего наглядного опыта и отвлеченный принцип «следующий» не формируется.
Маленький ребенок, примерно около 3,5 – 4 лет, легко схватывает этот принцип, и достаточно несколько опытов, чтобы он тянулся к той баночке, которая раньше никогда не подкреплялась, но которая соответствует принципу перемещения приманки на следующее место.
Это значит, что животное в своем поведении не может выйти за пределы непосредственного чувственного опыта, реагируя на абстрактный принцип. В то время как человек легко усваивает этот абстрактный принцип и реагирует не соответственно своему наглядного прошлому опыту, а соответственно данному отвлеченному принципу.
 
Принцип это основание, благодаря которому выстраивается структура какой-либо деятельности. Например, медицинской, или идеология одного из направлений, например, в искусстве, или понимание причинно-следственной связи, например, приводящей к заболеванию.
Давайте посмотрим, как в зависимости от того или иного основания менялось представление о причинах заболевания. В 19 в. Рудольф Вирхов предъявил на суд медицинского сообщества концепцию происхождения болезни человека. Согласно его концепции, болезнь человека зарождается в клетке, не в ткани и не в органе. Эта концепция получила название целлюлярной патологии. Густав Шписс обратил внимание, что Р. Вирхов излишне переоценивает роль клетки в механизме деятельности и патологии человека и недооценивает нервной системы в нормальной деятельности и патогенезе болезней человека, поскольку не рассматривает зависимость состояния клетки от нервных центров. Сам Шписс имел мало фактов, которые бы подтвердили его гипотезу о том, что большинство болезней человека имеют своим источником нарушение работы нервной системы. Итак, что же является причиной заболеваний человека? Изменение работы клетки или изменение работы нервной системы? Поиск ответа на данный вопрос привел медиков к пониманию того, что болезнь не может существовать сама по себе. Это значит, что лечить надо человека, а не болезнь. Это стало принципом современной медицины.
 
Давайте обратимся к истории искусства и посмотрим, какие существуют там абстрактные принципы и как они работают. Основным принципом абстрактного направления является отрицание изобразительности или разрушение реального зрительного образа. Искусство, по крайне мере до 20 в., было направлено от примитивной схемы к изображению всей полноты отражения реальности и потому временами могло казаться, что задача художника – достигнуть сходства его картины с моделью. Абстракционизм стремиться к совершенно противоположному – такому сочетанию форм, чтобы в них нельзя было узнать ничего реального. Но абстрактная картина всегда вызывает реальные ассоциации. Глаз художника не выходит за пределы реального мира. Начиная с эпохи Возрождения, художник старался воспроизвести свое наглядно-чувственное ощущение видимой трехмерной реальности. Он подчинял свой хаотический опыт умозрительным принципам порядка, симметрии и так далее. На этом были основаны идеи классицизма. В творчестве Сезанна развивается идея о том, что искусство не может подражать истинной реальности, а создает ее заново в чувственно воспринимаемых либо геометрических конфигурациях (классическая работа Малевича К.С. «Черный квадрат», 1913 г.), либо пластики (работы Мондриана). Наряду с этими движениями, например, в советском искусстве, четко прослеживается реализация принципа реализма, социалистического реализма. Суть которого, в утверждении существования в действительности неких идеалов. Социалистический реализм в искусстве противопоставил беспредметности абстракционизма монументальность и предметность. В первом случае художник пытается проникнуть в суть явлений, во втором показывается развитие определенных идей в реальном мире, который окружает человека. И в первом и во втором случае художник выходит за пределы наглядного непосредственного опыта.