Лейбниц о Боге
 
 
Сам Лейбниц резко возражал против фатализма. Тем не менее, концепция предустановленной гармонии имеет смысл только в случае наличия фатальности. Лейбниц борется с фатализмом, решая проблему «Бог - мир» и проблему саморазвития монад.
Проблема «Бог - мир» решается деистически. Бог, создав лучший из возможных миров, предоставил монадам саморазвертываться и не вмешивается в этот процесс. Концепция предустановленной гармонии позволяет преодолеть психофизический дуализм Декарта и дуализм Мальбранша. Тела нет, это видимость. Есть восприятия и представления монад, которые являются психическим феноменом. По Мальбраншу, сочетание или совпадение процессов в душе человека и мире является следствием Бога, который все согласует. Предустановленная гармония согласовала все в мире раз и навсегда.
Проблема теодицеи. Лейбниц считал, что книга «Теодицея» является самым главным его произведением. Зло - это только видимость, оно улетучивается по мере углубления и расширения наших знания о мире. Стоики - зло является злом для фрагмента мира, для части мира. Если смотреть на мир максимально широко, как на универсум, следует признать, что мир есть гармония, зла практически нет. Прогресс человека есть прогресс культуры. Оптимистическая точка зрения на историю, уверенность в том, что мир прогрессирует, оптимизм Просвещения - разуму доступно познание мира, мир создан благим творцом, разум способен постичь эту истину.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Этика Лейбница
Весь мир монады - представления. Монады отличаются друг от друга только отчетливостью представлений. Простые монады (камни) имеют очень смутные представления. С более отчетливыми представлениями - души, которые характеризуются наличием памяти (аристотелевское понятие животной души). Душа объединяет человека с животными.
Лейбниц о человеке
Лейбниц посетил Нидерланды и познакомился с открытием Левенгука. Открытие сперматозоидов сильно повлияло на Лейбница. Возникла концепция преформизма, в соответствии с которой душа всегда была и творит тело из материала. Душа была создана от века Богом (разовое творение), существует в латентном виде, при зачатии приходит в активное состояние, строит тело. Отличаются разные состояния этой монады-души только телесной оболочкой. Это эпифеномен.
Гносеология Лейбница
Гносеология Лейбница основана на рационализме. Но рационализм не такой прямолинейный, как у Декарта. Это гибкий рационализм. Лейбниц защищает Декарта от критики Локка. Главную роль играют рациональное познание о опыт.