Лейбниц о человеке
 
 
Лейбниц посетил Нидерланды и познакомился с открытием Левенгука. Открытие сперматозоидов сильно повлияло на Лейбница. Возникла концепция преформизма, в соответствии с которой душа всегда была и творит тело из материала. Душа была создана от века Богом (разовое творение), существует в латентном виде, при зачатии приходит в активное состояние, строит тело. Отличаются разные состояния этой монады-души только телесной оболочкой. Это эпифеномен.
У человека есть еще и дух. Если содержание монады как души - это восприятия, или перцепции, и память как сохранение перцепций, то дух существует благодаря тому, что появляется нечто новое, апперцепция, осознание существования перцепций в моей душе. Способность иметь перцепции и способность иметь апперцепции отличаются как цвет отличается от меня как существа, способного воспринимать цвет. Скачок между ними.
Дух - рефлексирующий ум, способный делать самого себя объектом своего внимания. Душа не обладает сознанием, сознанием обладает только дух, монада, способная к апперцепции. Лейбниц признает бессознательную жизнь души. Пример бессознательной перцепции - сон. Сновидения не всегда остаются в поле зрения нашего сознания. Человек явно имел сновидение, но не помнит его. Есть перцепции, которые не доходят до стадии осознания, они бессознательны.
Человек относится к духам, а не к душам, имеет апперцепцию. Апперцепции более отчетливы, перцепции могут быть смутные, более отчетливые у животных, наиболее отчетливые у духов. Человек - один из видов духов. Существует лестница духов. У Бога перцепций вообще нет, тем более смутных, Бог - сплошная апперцепция. Перцепции пассивны. Основа перцепций - ощущение, оно всегда страдательно. Апперцепция всегда активна. Бог - чистая апперцепция, чистая активность (аналогия с Аристотелем, бог есть чистая форма, принцип активности). Апперцепция - рациональная, разумная деятельность. Бог - это разум. Отличие теологии Лейбница от традиционной - не волевое существо, а чистый разум.
У человека есть и перцепции, и апперцепции. Это выступает основой теоретико-познавательных взглядов Лейбница.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Общество и государство Локк
Человек мыслится как единичное эгоистическое существо. Отсюда следуют представления об обществе и государстве. Различает естественное и гражданское состояние человека. Естественное состояние - когда человек руководствуется эгоистическими интересами. Государство - продукт общественного договора.
Биография Готфрид Вильгельм Лейбниц
Родился в г. Лейпциге в семье профессора морали Лейпцигского университета. В возрасте 15 лет знал античную и современную философию, хорошо знал схоластику, в отличие от предшественников. С 1661 по 1666 год учился в Лейпцигском университете, в 20 лет закончил две диссертации - по логике и юриспруденции.
Метафизика Лейбница
Убежденный сторонник научного знания. Должен бы занять позицию материализма. В отличие от Гоббса, Декарта, Лейбниц отвергал материализм: нельзя полностью все свести к количественным отношениям, к механике, и очень большое значение придавал аристотелевскому и схоластическому понятиям формы. В физике оно не нужно, иное дело - в метафизике (более глубокая сущность вещей - в форме). Опирается на схоластическую традицию критики многих представлений о формах, но использует понятие формы.