РЕКЛАМА
Лейбниц о свободе
 
 
Проблема свободы. Трактует понятия необходимости и случайности - и соответствующие феномены. Онтологические условия возможности свободы. Содержание их Лейбниц раскрывает, опираясь на понятия возможность и невозможность.
Необходимость. Существуют два типа необходимости.
1) Абсолютная необходимость. Лейбниц признает существование абсолютной необходимости, называет ее также метафизическая, геометрическая, логическая необходимость. Абсолютно необходимо то, признание противоположного чему ведет к логическому противоречию. Здесь царство действия законов логики. Абсолютно необходима трехмерность тела. Если иначе, то не тело, приходим к противоречию.
2) Все то, что не подпадает под действие закона запрещения противоречия, не есть абсолютная необходимость. На ветвях деревьев могут расти ящерицы. Видим, что кроме листьев ничего не растет. Необходимость того, что на деревьях нет ящериц, не метафизическая. Действует другой закон логики, впервые введенный Лейбницем, -- закон достаточного основания.
 
Действие этого закона - область опытного знания. Необходимость второго рода связана с действием такого рода законов. Например, физическая необходимость того, что все тела притягиваются друг к другу. Это не метафизическая необходимость. Необходимость процессов, подчиняющихся таким законам, по отношению к законам содержит в себе случайность.
Это гипотетическая необходимость, основывающаяся на гипотетическом знании тех законов, которые получены в результате индукции из опытных фактов, а индукция всегда гипотетическая, всегда содержит в себе элемент случайности, хотя случайность эта относительна, а не абсолютна. Случайность не может быть абсолютной. Не все подпадает под абсолютную необходимость. Где есть гипотетическая необходимость, там есть объективная случайность.
Согласно Спинозе, случайность - синоним незнания причин.
Случайность всегда детерминирована законом достаточного основания (другими явлениями, событиями). То, что необходимо с точки зрения физических законов, случайно само в себе (листья, а не лягушки).
Любое событие имеет основания своего существования.
У Анаксагора и Демокрита - закон отсутствия достаточного основания. Лейбниц впервые ввел этот закон в положительной форме. У них - применение принципа de facto.
Фатализм неверен, в мире есть случайность. Есть и свобода человека, не все жестко предопределено необходимостью.
Так же как Спиноза, Лейбниц не признает свободы воли. Воли нет. Понятие свободы воли предполагает индетерминизм, воля ничем не детерминирована, в том числе и законом достаточного основания.
 
Есть свобода человека. Она покоится на  том, что есть явления, которые подчиняются закону достаточного основания, и человек может всегда в рамках этих законов поступать по-другому. Допущение абстрактной свободы, которая никак не реализуется ни Богом, ни человеком. Очень значимо с точки зрения развития метафизических концепций, почти пустое с прикладной точки зрения. Реализоваться свобода не может в силу понятия предустановленной гармонии.
Предположим, что кто-то идет на свидание. Каждый из нас - монада, замкнутая в себе. Все, что видим, -- это внутри нас существующие представления. Человек встречается на свидании с девушкой, но если нарушена предустановленная гармония, девушки-то нет. Улицы нет, Земли нет, галактики нет. От века должно быть запланировано, что каждая монада должна действовать по программе. Любое отклонение приводит к расхождению. Возможность реализованной свободы отсутствует. Монада не может отклониться - иначе предустановленной гармонии нет.
 
Картина мира фаталистическая. Лейбниц делает гигантский шаг вперед в обосновании возможности свободы, допуская объективную случайность, но дальше не идет. Если отбросить религиозную часть его учения, то видим прогресс. Религиозная часть доктрины перечеркивает все.
Для Бога ситуация та же самая. Для него возможен выбор из возможных миров, он в силу гипотетической моральной необходимости выбирает наилучший (Бог - моральное существо). Бог несвободен.
В трактовке проблемы Бог - мир Лейбниц стоит на позиции рационализма: логика выше Бога. Петр Дамиани - Бог выше логики. Для Лейбница другая ситуация: метафизическая необходимость ограничивает волю Бога. Рационализм Лейбница заставляет существенно потеснить религиозные представления самого Лейбница. Дунс Скот, позиция морального декретализма: благо - потому благо, что Бог это предписал. Лейбниц: Бог не может выбрать к реализации худший мир - он ограничен действием рациональных принципов. Отступает от религиозных принципов в пользу рационализма.
Кроме онтологических условий свободы (необходимость - случайность), есть еще одно условия, подчеркивает Лейбниц вслед за Спинозой. Это способность к самоопределению субъекта свободы. Это способность всех монад, каждая монада развивается. Монады - субстанции, то, что само в себе имеет основания действия. Способность самоопределить себя к действию - условие свободы. Гносеологическое условие свободы - сознание и самосознание. Связь сознания и самосознания со свободой - господство человека над своими страстями (Спиноза - свободный человек не рабствует у страстей, раб страстей - несвободный человек). Знание дает возможность обуздывать страсти. Если человек руководствуется разумными основаниями и способен наперед предусматривать результаты своих действий, тогда он может быть свободен. Если он руководствуется страстями и не способен предусматривать последствия, то он не свободен. «Детерминироваться разумом к лучшему и значит быть свободным». Деятельность человека мотивируется конкретными обстоятельствами.
Акт свободы индивидуален. Подчеркивание индивидуальности акта свободы связано с принципом индивидуации всех явлений, каждая монада индивидуальна, отлична от остальных монад. Свобода человека связана с его эгоизмом. Совместима ли? По Лейбницу, нет. Эгоизм равносилен господству страстей. Надо найти средство против эгоизма. Это средство - познание всемирной связи всех явлений, развитие духа нравственности, или  прогресс познания, просвещение.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Этика Лейбница
Весь мир монады - представления. Монады отличаются друг от друга только отчетливостью представлений. Простые монады (камни) имеют очень смутные представления. С более отчетливыми представлениями - души, которые характеризуются наличием памяти (аристотелевское понятие животной души). Душа объединяет человека с животными.
Лейбниц о человеке
Лейбниц посетил Нидерланды и познакомился с открытием Левенгука. Открытие сперматозоидов сильно повлияло на Лейбница. Возникла концепция преформизма, в соответствии с которой душа всегда была и творит тело из материала. Душа была создана от века Богом (разовое творение), существует в латентном виде, при зачатии приходит в активное состояние, строит тело. Отличаются разные состояния этой монады-души только телесной оболочкой. Это эпифеномен.
Гносеология Лейбница
Гносеология Лейбница основана на рационализме. Но рационализм не такой прямолинейный, как у Декарта. Это гибкий рационализм. Лейбниц защищает Декарта от критики Локка. Главную роль играют рациональное познание о опыт.