Диалектическая логика Гегеля
 
 
На логической стадии саморазвития Абсолютной Идеи, эта Идея существует еще до природы, до человека, до появления пространства и времени в форме чистых понятий. Вполне в духе христианского мировоззрения. До природного мира уже есть логическое мышление, реализованное в чистых понятиях.
Развитие этих понятий происходит от абстрактного к более конкретному. Исходный пункт - самое бедное содержанием, самое абстрактное понятие. В «Науке логики» Гегель на 100 страницах обсуждает вопрос, с чего начать логику. Обосновывает, что надо начать с единственного понятия. Это - бытие. Мы абстрагируемся от всех специфических черт, фиксируем голое существование объекта. Это абстракция, присущая всем объектам, которые существуют. Самая бедная, бессодержательная категория. Все остальные характеристики присущи предметам, которые обладают бытием. Не субъект, не Я, не фихтеанское Я, а бытие. Мировоззренческому рационализму Гегеля соответствует доминирование тенденции объективизма. Понятие бытия есть начало логики. Предельная абстрактность обусловливает то, что сутью, содержанием понятия бытия является ничто. Понятия «бытие» и «ничто» - противоположности, еще Демокрит говорил, что бытие - полное, а небытие - пустое, бытие присутствует, а небытие - ничего нет. Истиной понятия бытия является его логическая противоположность, понятие ничто. Оказывается, что в себе понятие бытия содержит свою собственную противоположность, но в качестве такого содержания, которое сразу не осознается. Когда осознаем, оно становится для себя содержанием. Надо употребить новое понятие, ничто. Это первый шаг саморазвития Абсолютной Идеи. Имеется бытие, то, что в себе, ничто, для себя, требуется синтез - надо найти третье понятие, в котором два понятия выступают в качестве моментов единства. Это - становление, либо переход от бытия к ничто, либо от ничто к бытию. Становление - синтез тезиса и антитезиса. Синтез должен сам рассматриваться как тезис.
 
Результатом становления становится бытие с отрицанием, с границей, или определенное бытие, нечто. Это антитезис. Так определенное бытие выражается понятием качества. По Гегелю, качество есть определенность, тождественная бытию вещи. Есть качество - есть данный предмет.
Здесь тонкий переход. Если мы имеем бытие, ничто, становление, качество, никаких определенностей нет, мы имеем нечто как бытие с отрицанием, но без дальнейших определений, только предел. За этим пределом тоже есть нечто, тоже имеющее предел. Этих нечто как минимум два. Это два объекта, между которыми граница. Переход к количеству. Этих нечто неопределенно много. Гегель определяет количество как определенность, безразличную к бытию предмета. Противоположность качества (тождественного с бытием). Опять тезис и антитезис. Синтез - мера есть качественно определенное количество. Гегель детально исследует содержание понятий «качество» и «количество», фиксирует их противоречивость: конечное - бесконечное, единое - многое, дискретное - непрерывное, простое - сложное. Раскрывая противоречивость этих понятий, Гегель пытается показать текучесть, изменчивость, взаимные переходы этих пар понятий и формулирует  закон перехода количественных изменений в качественные. Раскрывает механизм процессов изменения бытия, подготовку качественных изменений количественными изменениями, «невинными», незаметными.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Логическая триада Гегеля
Триада, составляющая учение Гегеля о сущности, включает в себя следующие понятия:
1) основание существования
2) явление
3) действительность.
Философия Гегеля законы
В связи с понятием явления в «Науке логики» обращается к анализу понятия «закон». В «Энциклопедии» отношение явления с собой имеют форму в самом себе и обладают формой как существенной устойчивостью. Закон - существенное отношение. Царство законов - отображение существующего или являющегося мира. Закон есть определенный тип отношения. Отношение составляет специфику сферы сущности.
Понятие действительности у Гегеля
Действительность есть ставшее непосредственным единство сущности и существования, или внутреннего и внешнего. Действительность есть синтез внутреннего и внешнего, выраженный специальным понятием единства. Гегель как бы раскрывает содержание цитаты - обнаружение действительного есть само действительное, так как оно - существующее во внешнем непосредственном существовании.