Локк о знании
 
 
Проблема обобщения, получения общих знаний. Локк становится на позицию номинализма, а именно концептуализма (Абеляр - общее не существует в вещах, не существует до вещей, а существует только в уме человека). Общее существует только в уме и больше нигде. Общее может выражаться посредством знаков (слов). Общими слова бывают тогда, когда ими обозначают совокупность вещей.
Локк проявляет непоследовательность: откуда появляется возможность у человеческого ума создавать общие идеи, если в вещах ничего общего нет. Отвлеченные идеи имеют в своей основе сходство вещей. Значит, общее реально существует. У вещей есть общие признаки. Локк менее последователен, чем Оккам.
 
Различение знаний по степени точности. Примыкает к Декарту, есть понятие интеллектуальной интуиции, но в эмпиристическом ключе. «Интуиция имеет место тогда, когда ум воспринимает сходство двух идей», просто сопоставляя их. Соответствие или несоответствие как интеллектуальная интуиция двух идей. «Белое не есть черное, круг не есть треугольник». Отличие от Декарта. Такое знание, по Локку, самое достоверное. От интуиции зависит достоверность или недостоверность всего нашего знания. Сходство с Декартом и отличие. У Декарта критерий достоверности мысли - ясность и отчетливость, у Локка - ясность и определенность. Влияние номинализма Гоббса, которое фиксировалось в связи со Спинозой. Определенный объект - такой объект в уме, каким он там замечен и воспринят. Должен быть выражен в слове, которое должно получить развернутое словесное определение.
 
И интуиция, и необходимость дефиниции.
Интуитивное познание - самое достоверное, но интуиции предпослана ясность и определенность понятий, связанных с четким определением значений терминов. Числа - пример таких идей. Идеи модусов - пространство, время и число.
Кроме интуитивного знания, есть демонстративное знание. Статус по достоверности ниже, это результат познания через рассуждение. В чем состоит рассуждение? В том, что ум старается обнаружить соответствие или несоответствие идей по сравнению с третьей, четвертой, пятой идеей. Таким образом осуществляется доказательство. Очевидность и достоверность доказательства не столь высока, как у интуитивного знания - через цепочки идей. Каждый шаг должен быть интуитивным. При безошибочном проведении рассуждения достаточно безусловное знание. Умозрительное знание - при всей надежности вывода составляет небольшую часть нашего знания.
 
Основное знание - сенситивное и о внешних предметах.
Имеем дело только с верой или мнением. «По меньшей мере, по отношению к общим истинам». Чувственное познание дает знание достаточное, чтобы устранить сомнения в существовании единичных предметов.
Единичные предметы в своей совокупности составляют материю. Первичные и вторичные свойства и есть субстанция как носитель этих свойств. Материальная субстанция неизвестна нам, но предполагается как носитель.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Подход к государству и решению этических проблем. Здесь Спиноза примыкает к позиции Гоббса: человек - эгоистическое существо, причем делает это даже более последовательно, чем Гоббс. Для Гоббса эгоизм - характеристика только естественного состояния человека, а у Спинозы человек остается эгоистом и когда возникает государство (объясняет общественным договором).
Основание этики - стремление к самосохранению (как эгоистическое существо). Именно через наличие такого стремления определяются важнейшие этические категории. Человек считает добром то, что содействует его самосохранению. Зло - то, что препятствует его самосохранению.
Барроу - английский математик, астроном, философ, теолог. Когда в Трините-колледже Кембриджа открыли кафедру математики, Барроу стал первым профессором. Передал кафедру Исааку Ньютону (когда тому было 27 лет). Барроу считал себя теологом, но ему принадлежит метод касательных (предшественник дифференциального исчисления Исаака Ньютона).