Лоренцо Валла философия и этика
 
 
Родился в Риме, преподавал в университете Города Павия. Состоял при дворе сицилийского короля Альфонсо, когда тот вел борьбу с папой Римским Евгением IV. Лоренцо Валла проанализировал филологическими методами грамоту, на которую папы ссылались в своих притязаниях на светскую власть в Западной Европе. Это - так называемый «Константинов дар»: Константин, император, при котором христианство стало государственной религией, якобы предоставил папе Сильвестру власть над Европой. Валла доказал, что грамота поддельная.
В 1447 году, при папе Николае V, конфликт закончился. Папа приблизил к себе Валлу, сделав его профессором и апостольским секретарем.
 
Валла придерживался концепции двух истин, полностью игнорировал теологию. Он считал, что религия не поддается рационализации в практической жизни.
Опирался на номинализм, чтобы критиковать схоластический реализм. И здесь опирается на филологические представления. Бытийность, чтойность, этовость - неправильные грамматические формы латинского языка.
Существуют только единичные вещи (номинализм) и отсюда значимость ощущений для познания вообще.
К этому времени была обнаружена поэма Лукреция Кара «О природе вещей».
Валла объявил себя сторонником эпикурейского сенсуализма. Утверждение значимости посюсторонней жизни, роль наслаждений и души, и тела.
«Жить без наслаждений невозможно, а без добродетели - можно». Воинствующий антиаскетизм.
Утверждение эгоизма: собственная жизнь есть высшее благо для человека, о ближних нужно заботиться во вторую очередь. Смерть за родину - нечто бессмысленное.
Валла признает посмертную жизнь - это не только жизнь духа, но и жизнь тела. Очень хочет попасть в рай.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Философия Фичино
Фичино сближает философию с религией - «ученая религия», «благочестивая философия». «Естественная» или «всеобщая религия». Перекликается с тенденцией, которая была в 18 веке (Просвещения) - идея рациональной, разумной религии (Англия, Франция).
Близок к Фичино. Сильна пантеистическая тенденция с большим уклоном в натурализм. Переосмысливает «естественную магию» -- она должна отражать направленность познания человека на скрытые причины. Ориентация на научное познание природы. Идея креационизма разделяется. Природу пытается трактовать как согласованный раздор (диалектически).
Помпонацци утверждает, что: 1) Священное Писание - набор притч, в которых излагаются определенные моральные требования для человека. Они не могут быть основой для объяснения мира. Это - задача философии. Религия и философия разводятся.