РЕКЛАМА
 
Медицина Древней Греции
 
Самая древняя медицинская практика восходит к жреческой. Древнегреческая медицина в меньшей степени находилась под влиянием религии и жреческая каста не прибрела здесь господствующего влияния. Прежде всего, благодаря распространению письменности. Кроме того, Древняя Греция находилась на пересечении торговых путей. Взаимовлияние культур способствовало выработке критического отношения к жизни и необходимости систематизации знания о мире, который окружал греков. Так возникла философия.
Интерес философов к медицинским вопросам можно объяснить несколькими причинами, одной  из которых являлась чисто утилитарная - медицинское обслуживание населения было в те времена явно не на высоте, что заставляло многих людей заботиться о своем здоровье самим. Но у философов был и свой чисто профессиональный интерес. Разрабатывая всеобъемлющую картину мира, они заинтересовались местом человека в ней. Такая картина может быть истинной в том случае, если она объясняет и частные явления, поэтому интерес к человеку приобретал не только умозрительный, но и чисто практический оттенок. Необходимо было объяснить природу человека, причины его здоровья и болезней, взаимосвязь души и тела и т. д. Следующей причиной внимания философов к медицине была гносеологическая проблематика в философии, которая касалась причин знания и для решения которой необходимо было знание о физиологии ощущений.
 
А какой интерес обусловливал внимание врачей к философии? Природа внутренних болезней привлекала внимание античных медиков. Объяснение течение болезни, ее появление как воли богов не удовлетворяло их. Были врачи, которые, видя не эффективность чувственного опыта при нахождении сущности внутренней болезни, стремились найти другой, основанный не на ощущениях, метод решения данной проблемы. По их мнению, проникнуть в область неведомого можно с помощью разума и здесь они обращались к философии.
Но одного наблюдения за явлениями мало для того, чтобы возникла даже преднаука, необходима логическая связь между теорией и эмпирией. Две тенденции в развитии медицины античности - эмпирическая и рационалистическая, наметилась  5 - 4 вв. до н. э., и, в конце концов, оформилось в отдельные школы, в спорах которых рождались новые методы  лечения, решался практический вопрос о правильном выборе метода решения. Таким образом, гносеологическая проблематика, которая носила в философии абстрактный характер, будучи перенесенной в медицину принимала черты необычной важности для людей, ведь от правильного метода лечения зависели и здоровье и жизнь людей.
 
Эмпирики полностью отрицали теорию, ограничивая задачу врача только практикой, т. е. постоянным наблюдением за течением различных заболеваний, процессом их лечения. Ранний эмпиризм полностью враждебен теории. Он отбрасывает как совершенно ненужное все теоретические построения, все физические представления о теле, о причинах и механизмах болезни и здоровья, все идеи, сводившие природу человека к различным качествам, темпераментам и элементам. По их мнению, из созерцания разрезанного трупа невозможно выяснить, как функционирует живой организм, да и разрезая живое тело, мы вмешиваемся в него и нарушаем обычный  режим жизнедеятельности и это не дает нам основания судить о процессах в живом теле правильно.. вот почему эмпирики решили ограничиться лишь тем, что достоверно, безусловно, - своими наблюдениями.
Теоретики полагали, что видимыми, наблюдаемыми явлениями стоят некие нематериальные начала, "квинтэссенция болезни". Так, согласно Платону пневма проникает в организм человека и оказывает влияние на его организм.
Одной из причин возникновения эмпирической  медицины  было замеченное врачами бесконечное несогласие философов-медиков, теоретиков друг с другом по вопросу о природе и причинах болезней. К тому же стоял вопрос: каким образом можно выводить некие общие правила и теории, если каждый больной индивидуален?
Синтез эмпирического подхода и теоретического в античной медицине представлен в работах Гиппократа. Его позицию можно назвать рациональным эмпиризмом. Суть этой позиции заключается в том, что наблюдение без теоретического обобщения ничто, равно как и ничто теоретическое обобщение не обращенное к опыту.  Другими словами, врач в силу своей профессиональной деятельности наблюдающий жизнь во всех ее красках мало, что знает о жизни, если он лишен теоретической системы для ее интерпретации. Этот подход получил свое оформление в школе  методики. Практическое знание, которому доверяет врач, есть предмет разума, а не ощущений, но основывается оно не на  произвольных философских допущениях, а на эмпирическом опыте.
Однако эмпирическая школа также проделала к тому времени значительную эволюцию в своих взглядах. Она отказалась от полного неверия в способности разума познавать природу внутренних болезней. Теперь речь в этой школе шла не о простом пассивном созерцании явления самого по себе, а о его связях с другими, предшествующими и последующими явлениями, явлениями в его сущности. Это уже подразумевает определенную теоретическую подготовку наблюдателя. Таким пониманием явления эмпирики отличались от методиков. В чем проявлялось их различие? Гален так описывает это различие.  Если человек, укушенной собакой, обратиться к врачу эмпирику, то тот подробно расспросит его  об обстоятельствах укуса, о собаке, была ли у нее в пасти пена, о последующих изменениях в ране и т. д. Со своей стороны врач методист просто будет ее зашивать.
Эмпирики понимали, что личное наблюдение явлений с помощью чувств невозможно, т. к. и жизнь коротка, а путь искусств долог, да и удобный случай скоропреходящ, а опыт может быть и обманчив, суждение трудно. Отсюда вторым элементом эмпирического метода становится история, т. е. сбор наблюдений о различных болезнях и способах их лечения, совершенных другими врачами. При этом оказывалось не столь существенным, какой школы врач сделал эти наблюдения - теоретик или эмпирик. Любое медицинское знание, которое эффективно является результатом опыта, независимо от того согласен ли врач наблюдатель с этим или нет.
По мнению ранних эмпириков, со временем удастся сделать полное описание всех болезней и всех способ лечения. Но постепенно в школе эмпириков возникло сомнение по этому поводу. Так, был введен третий элемент эмпирического метода - переход посредством подобия. Этот метод подразумевает размышление над наблюдаемым, еще незнакомым явлением и сравнение его с другими явлениями, и, следовательно, является одним из видов индукции.
 
Медицина заняла рефлексивную позицию к философским учениям, используя в медицинской практике только те теоретические концепции, которые способствовали пониманию сложных процессов, в результате которых человек болел или выздоравливал. В результате параллельного развития с философией, греческая медицина приходит к выводам, которые легли в основу теоретического осмысления отношений мира и человека:
1. Для того, чтобы познать сущность человека необходимо изучить самого человека. Поэтому медицинский дискурс не вращается вокруг сущности человека вообще, причин его внешнего поведения, а задается вопросом: что есть человек как конкретное физическое существо, в отношении к тому, что он ест, пьет, к его специфическому режиму жизни и прочим условиям.
2. Болезнь имеет материальную причину. Необходимо исследовать их связь с внешней средой и рассматривать болезнь как процесс, изменяющееся явление.
3. В строении и деятельности человека есть две стороны - духовная и физическая. Но природа человека материальна и едина.
Анализ этих выводов приводит нас выводу: в медицине Древней Греции поиск причин заболевания, изменения качества жизни, здоровья доминировал.
 
Сама культура Древней Греции, в которой медицинское знание перестало рассматриваться как прерогатива жреческого сословия, предполагала возникновение научного мышления, одним из критериев которого является доказуемость, обоснованность и проверяемость системы знания. Для ведения рационального поиска естественных причин необходимо сформулировать некоторые аксиомы, в совокупности дающие теоретическое представление об устройстве мира, на основе которого можно выстраивать методологические принципы. Эту задачу взяла на себя философия. В силу того, что разнообразные представления об устройстве мира противоречили друг другу большинство древнегреческих врачей стали философами практиками, т. е. людьми, которые пытаются найти верное решение конкретных задач в условиях многовариантности подходов к решению.