РЕКЛАМА
 
Механистическая картина мира
 
Мы определили с Вами картину мира как конкретно-историческую модель мира, которая является довербальным основанием мировоззрения. Мы говорили, что картина мира меняется после того, как для человека или общества становиться понятно ее несовершенство, неспособность объяснить системно и непротиворечиво проблемные ситуации, с которыми он встречается в практической жизни, в том числе и в познании. 
Сегодня историки избегают точного датирования начала или конца эпохи. Предпочтение отдаётся выражениям типа «поворотные точки», «тенденции». Тем самым история предстаёт как непрерывный процесс, а не как дискретный. Говоря о переходе от одной эпохи к другой, сегодня принято говорить о значительных изменениях, которые произошли в человеческом мире. При этом значительность тех или иных изменений определяется их влиянием на человеческую жизнь.
Говоря о причинах, которые приводят к тому, что в Новое время появляются новые принципы построения модели мира, качественно отличные от предыдущих принципов, мы, прежде всего, должны посмотреть какие изменения произошли в общественной жизни человека.
«Большинство историков соглашаются с тем, что схоластизм, инквизиция, суеверие, деление общества на господ и крепостных, политические и церковные формы власти, гигиена, материальные и социальные условия жизни значительной части сельского населения претерпели решительные перемены только во времена революций 17 – 18 вв.: научной – от Коперника (1523 г.) до Ньютона (1666 г.), индустриальной, которая ввела в обращение новые источники энергии, начиная с парового двигателя в 1769 г.; политической – в США (1776 г.) и Франции в 1789 г.»
17 февраля 1600 г. на площади Цветов в Риме догорал костер Джордано Бруно. Казалось, что борьба церкви с наукой закончилась полной победой церкви. В то время мало кто понимал, что объективные обстоятельства развития Европы препятствовали такой победе. Это был тот исторический момент, когда начали реализоваться плоды  второго периода географических открытий. Время,  когда государственная инициатива покорения  новых земель сменилась массовой частной инициативой людей, которые рвались к  накоплению капитала. Так, в 1602 г.  – голландцы учреждают колонию на Мысе Доброй Надежды. 1620 г. – «отцы-основатели» США высаживаются в Массачусетсе. Купцам, желающим расширить рынок своей торговли, надо было точно знать что, когда и где лучше продавать. Можно ли продавать шубы индонезийцам, а жителям Канады легкие ткани. Необходимо было научное знание, чтобы строить корабли и крепости на неизведанных землях. Начиная с Нового времени, главным условием развития общества становится научное знание об окружающем человека мире и о самом человеке.
Научное знание, как известно, представляет мир, как поле реальных предметов, подвластных человеческому познанию, и в котором отсутствует сверхъестественное нарушение причинно-следственных связей, т. е. отсутствует чудо как недоказуемое и непроверяемое в эксперименте событие.
 
Изменение картины мира с теоцентрической на механистическую модель, произошло в результате возникновения противоречия между религиозными представлениями о мире, о месте человека в нем и фактом наличия в мире устойчивых, повторяющихся, необходимых проверяемых в эксперименте взаимосвязей, фактом наличия в мире природы законов. Человеческое познание поставило себе цель познать связь случайности и необходимости. Правда, в науке Нового времени, в которой господствовала формальная логика, о взаимодействии необходимости и случайности не могло быть и речи.
Необходимость – результат внутренней связи явлений и имеет свою причину в самой сущности вещей.
Случайность – результат внешней, поверхностных связей.
Для того, чтобы принципы научного мировоззрения стали доминировать в европейском сознании, необходимо было распространение грамотности. Другими словами, необходимы были люди, способные к самостоятельному освоению новых идей, нового, отличного от религиозного знания и его практическому использованию. Повышение уровня грамотности началось с распространения и утверждения протестантизма в Европе.  Протестантизм зародился в 1517 г. с выступления М. Лютера против торговли церкви «отпущением грехов» и не имел целью изменения религиозной картины мира, а тем более не имел целью развитие научного мировоззрения. Протестантизм рассчитывал, что его сторонники будут самостоятельно изучать текст Библии и книги богословов. Это условие явилось внешним фактором для повышения уровня грамотности широких слоев населения, а не только дворян и священников. О том, что протестантизм действительно повлиял на распространения грамотности среди широких слоев населения, говорят цифры. С 1550 г по 1600 г. тираж издаваемых книг достиг около 12 млн. экземпляров.
Вторым условием распространения научного мировоззрения является  формирование рационального отношения к миру. Для протестантизма рациональный подход к миру был характерной чертой, поскольку лютеране требовали простой и дешевой церкви, стремились к независимости личности от социальных структур, ориентировались на успешность трудовой деятельности, основанной на разумных и нравственных предпосылках.
До сих пор мы говорили о причинах и предпосылках изменения теоцентрической картины мира. О причинах, которые лежали в религиозной картине мира и о социальных причинах, которые являлись следствием географических открытий. Теперь необходимо охарактеризовать новую картину мира.
 
Механистическая картина мира формировала представление об устойчивости мира, о наличии в нем законов и закономерностей, но не учитывала реальной сложности движения и строения материального мира. Она предполагала сведение сложного к простому, целого к сумме его частей. Но, пожалуй, самое главное, что эта картина мира  отрицала и отрицает качественную специфику явлений, вещей и утверждает, что механистическое движение это единственно объективное движение, которое существует в природе.
В этой картине мира Бог не является лишним элементом. По крайне мере в 17 в. считалось, что Бог, сотворив мир, больше не принимает в нем участия, точнее - не вмешивается в причинно-следственные связи. Это позиция называется деизмом. Но мы уже знаем с Вами, что любому А противостоит Б, любой позиции противостоит оппозиция. Деизму противостоит теизм, согласно которому Бог растворен в природе. Теизм предполагал изучение качественного состояния этого мира. Это был его большой плюс, но в силу того, что изучение качественных изменений в природе еще не было технически возможно, а в научном познании противоречия между результатами различных наук не были выявлены, развитие теистических принципов находилась на периферии научного познания, а попросту говоря в зачаточном состоянии. Уже было, но еще настолько незаметно, чтобы сказать есть.
Когда в 19 в. для развития промышленности потребуется знание о качественном изменении, а принципы механистической картины мира не дадут возможность получать практически значимый результат, начнется новое переосмысление представлений о мире, разработка новых методологических принципов. А пока механистическая картина мира смело берет на себя задачу исследовать связь духа и тела и дать научный ответ на богословские споры.