РЕКЛАМА
 
Что дал механистический принцип познания медицине Нового времени?
 
«Предпосылкой всякого возможного теоретического подхода к предмету является концепция того, что мы хотим и можем узнать, т. е. концепция предмета знания. В такой концепции фиксируются и границы, определяющие познавательные возможности способа мышления данной исторической эпохи» Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента. От античности до 17 в. М.: «Наука», 1976. с. 292, С.124. Вот почему анализ философских оснований эпохи необходим, чтобы понять направление развития науки, научного способа познания этого мира.
На развитие этиологической мысли античной медицины оказал влияние Аристотель. Он сделал существенный прорыв в античной медицине в отличие от восточной медицины своего времени. Если у врачей Древней Индии и Китая лишь намечалось разделения причин и условий, то Аристотель, наряду с категорией причинности, вводит в науку понятие условных факторов. Так, он выделяет 4 вида причин: !) материальную, которая представляет собой материю, участвующую в образовании вещей; !!) формальную, которая оформляет материю; !!!) производящую, которая соединяет форму с материей в процессе образования вещей; !!!!) целевую, представляющую собой цель, которая реализуется в ходе возникновения вещи. Это позволило Галену сформулировать основной принцип этиологии, правило исходного состояния. Согласно данному правилу, ни одна причина не может вызвать заболевания, если нет особой восприимчивости организма. Такое положение о внутренней предрасполагающей причине как основном определяющем факторе в этиологии, как возможности заболевания, которое при наличии действия внешних факторов реализуется как болезнь, стало вершиной  развития этиологической мысли античной медицины.
Идея о взаимосвязи причин и условий в возникновении заболеваний  получила более углубленную трактовку У Ибн-Сины в «Каноне Врачебной науки». Так, он писал, что «познание всякой вещи … достигается и бывает совершенным через познание ее причин … Поэтому в медицине  следует знать причины здоровья и болезни» Ибн-Сина Канон врачебной науки. Кн. 1 Ташкент 1954 с.6. Однако, «не всякая причина, достигающая тела, оказывает на него действие; иногда при этом нужны 3 вещи: сила, исходящая из активной силы; сила, исходящая от предрасполагающей силы тела, а также возможность встречи одной из этих с другой на время, достаточное, чтобы проявилась данное действие причины». там же. С. 154 Итак, Ибн-Сина выделял внешний фактор, способность организма реагировать, отражать воздействия внешних причин, и условия взаимодействия внутреннего и внешнего, которое собственно и является причинной болезни. Таково было материалистическое понимание причинности  в философии и медицины.
 
В медицине Нового времени получило развитие аналитическая тенденция в этиологии, которая строилась на принципах механического детерминизма. В этом учении наметилось два противоположных понимания причинности. Их объединял общий подход к природе и миру как часовому механизму, в котором все происходит по законам механики. Однако одни считали, что причина развития этого мира находится внутри вещи (Ф. Бэкон), а другие, что «ничто не имеет своей причины в себе самом, она лежит в действии какой-нибудь другого внешнего агента».
Согласно механистическому детерминизму ответная реакция организма есть «отпечаток» внешнего воздействия, т. е. точная копия внешнего причинного фактора. В медицине на этой основе сложились теории болезней, в основе которых лежат представления о нарушении «соков» организма и его «твердых» частей как следствий поломов, вызванных внешними причинами. Связь между причиной и следствием прямая, однозначная и не обусловливается природой самого организма.
 
Вывод: механистический принцип познания предполагал рассечение болезни на составные части. Это позволило, по крайне мере в 17 веке начать наблюдение, которое основывалось на принципе «после этого – вследствие этого», наблюдения за состоянием организма, условиями жизни и быта, условиями питания, временами года, социальным положением человека и т. д. Эти наблюдения потребовали теоретической интерпретации наблюдаемых фактов. Так, начали формироваться условия для создания новой теории медицины, которая бы в отличие от средневековой медицины была нацелена на объяснение биологических процессов, исходя из самой природы человеческого тела.