Пико Делла Мирандола философия
 
Пико делла Мирандола (1463 - 1494)
Граф. Рано овладел греческим, арабским, еврейским и арамейским, латынью и итальянским. Интересовался ближневосточной философией.
В 1486 году (23 года) посылает папе Римскому 900 тезисов с требованием организовать общеевропейскую дискуссию, где будет защищать свои тезисы. Папа Иннокентий VIII объявил тезисы еретическими и диспут не состоялся, но Мирандола примкнул к флорентийской академии и сблизился с Фичино. Написал «Гептакл» - о семи днях творения, «О сущем и едином», «Рассуждения против астрологии» (астрология процветала).
 
Близок к Фичино. Сильна пантеистическая тенденция с большим уклоном в натурализм. Переосмысливает «естественную магию» -- она должна отражать направленность познания человека на скрытые причины. Ориентация на научное познание природы. Идея креационизма разделяется. Природу пытается трактовать как согласованный раздор (диалектически). Бог присутствует в мире, единство во множественности. Человека Бог поставил в центре космоса. Человеческий дух может выходить за пределы природного космоса. Человек - особый мир, он - посредник между созданиями земными и небесными, но выше всех созданий, самое великое, что есть на земле. В человеке самое великое - душа и ум. Гуманистическая направленность. Осуществление свободы человека.
В качестве «четвертого мира» человек выступает как вертикальное существо.
Есть три горизонтальных уровня, составляющие универсум:
элементарный - мир подлунный;
небесный;
ангельский - наднебесные существа.
Человек - вертикальный, пронизывающий уровень. Бог не определил ему места, предоставил самому свободно выбирать свое место. Человек может опуститься до состояния скота, а может превосходить ангелов. Человек заслуживает большего уважения и восхищения, чем ангелы (они так созданы). Он - дело его рук и его свободы. Человек выше ангелов, высшее существо из всех.
Совмещает опору на разум, самосознание и укрощение разумом страстей. Все это необходимо для совершенствования. И для этого нужна философия.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Трактовка человека примыкает к гуманистическому направлению и развивает определенные следствия гуманизма. Человек руководствуется в своей жизни собственным индивидуальным интересом (подчеркивание эгоизма). Забота о сохранении и приумножении собственности. Необходимость государства (предвосхищает Гоббса): государство ставит пределы человеческому эгоизму, но является делом рук самого человека.
Эразм Роттердамский - незаконнорожденный сын священника и его служанки. В молодости был монахом одного из Нидерландских монастырей. Стал членом кружка Колета.
На центральное место ставил «философию Христа». Уравнивание значимости христианской религии и античной философии. Пытался выявить моральное содержание христианства, систематически противопоставить дух христианского учения (раннего) и букву христианских догматов. Они не совпадают. Надо быть верным духу христианского учения.
Большой друг Эразма. В 1516 году (за год до Лютера) опубликовал книгу «Утопия». Само слово сконструировано Мором из «у» + «топос» - место, которого нет. Или «эу топос» -- благое место. Утопия - страна, которой нет, но она является благой страной. От этой книги пошла целая традиция утопической литературы - проектов идеального устройства общества, в котором человек процветает и все счастливы.