РЕКЛАМА
Мировоззрение и философия
 
При всем разнообразии подходов к пониманию сущности философии все-таки можно выделить 2 подхода. Согласно первому подходу, философия трактуется как наука. Согласно второму, она представляется как мировоззрение. Вот почему одним и тем же словом «философия» называют 2 разных способа мышления о мире и месте человека в нем. Очевидно, что каждое из этих подходов решает свои задачи. Причем эти решения в равной степени необходимы как для развития человеческой культуры в целом, так и для самого философского познания.
С момента выделения человека из окружающей природы перед ним встал вопрос о его отношении к миру. Этот вопрос является одним из основных мировоззренческих вопросов. Если объектом мировоззрения предстает весь мир, то его предметом выступает соотношение мира природы, мира людей и мира отдельного человека. Мировоззрение это комплекс принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей.
 
В мировоззрении выделяются 3 уровня: образно-эмоциональный, чувственный и понятийно-категориальный. С исторической точки зрения первым проявляется именно эмоционально-образный уровень мировоззрения в форме мифологии и лишь позднее происходит переход к теоретическому, понятийно-категориальному уровню. Генезис философии совпадает с возникновением и формированием именно понятийно-категориального уровня мировоззрения.
Философское знание вырабатывается сначала в рамках релегиозно-мифологического сознания. Но с самого начала оно содержало в себе критическое отношение к господствовавшему ранее типу мировоззрения. Философия формировалась как своеобразное, во многом драматическое разрешение противоречия между мифологической картиной мира и знанием, порожденным новой практикой человеческого сообщества.
Возникнув в результате поиска обоснования концептуальных основ мировоззрения, она не отменила разнообразие типов мировоззрения. Более того, существование этого разнообразия является питательной средой, из которой она вырастает и в которой реализует свои идеи. Занятие философией вне ее культурного контекста приводит к вырождению собственно философской рефлексии. Почему? Дело в том, что социально-культурная среда не только формирует человека по своему образу и подобию, но и создает проблемные ситуации, запросы, вызовы философскому знанию. По этому поводу Гегель писал: «Столь же глупо думать, что какая-либо философия может выйти за пределы современного ей мира, сколь глупо думать, что отдельный индивидуум может перепрыгнуть свою эпоху. Гениальность философа состоит в том, что он пытается осмыслить, наметить пути выхода из исторических коллизий, анализируя соотнесение предельных оснований культуры и сложившейся культурно-исторической ситуации».
Философия рассматривает мир в его целостном многообразии на основе теоретических обобщений, носящих характер всеобщности. Это обстоятельство определяет функции философии в обществе.
 
Главная функция философии мировоззренческая. Мировоззрение по сути это интеграция различных представлений о мире. Здесь философия решает задачу определения места человека в мире, благодаря формированию некоторой смысловой системы, в которой центральным звеном является представление о смысле жизни.
С этой точки зрения история философия связана с поиском ценностно-смысловых ориентаций. Например, философия Платона  это поиски ответа на вопросы: Кто я?  Частица мироздания. Что для меня ценно?  Благо. К чему надо стремиться?  К мудрости. Средневековая философия так же ставит эти вопросы, но дает на них уже иные ответы: Кто я?  Греховное существо. Что для меня ценно?  Бог. К чему надо стремиться?  К приобщению к Богу.
Философское мировоззрение стремиться вывести человека из сферы  обыденности, узкого профессионализма, технократизма. Оно увлекает человека высшими идеалами.
Методологическая функция философия состоит в её способности на основе системы принципов (основополагающих правил), законов, категорий разрабатывать подходы методы и приемы познания, а также способствовать интеграции научного знания.
Гносеологическая функция философия состоит в раскрытии сущности познавательного процесса, его проблем и условий их разрешений.
Аксиологическая функция философия заключается в осмыслении представлений людей о ценностях  как отражении отношения между субъектом оценки и объектом. здесь происходит осмысление  существующей культуры.
В целом философия способствует систематизации представлений о мире, знания о нем и отношений мира и человека, общества.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Гегель человеческая история
Всемирная история - связующее звено между объективным духом и Абсолютным Духом. Всемирная история - стадия Абсолютного Духа. Государство как высшая ступень объективного духа - ступень перехода к Абсолютному Духу, причастно Абсолютному Духу. Гегель рассматривает всемирную историю как процесс саморазвертывания Абсолютного Духа, выстраивает триаду периодов, каждый связан с определенной формой общественного сознания
Людвиг Андреас Фейербах биография
Сын известного правоведа Ансельма Фейербаха, родился в Баварии. Проучился в университете один год и настолько заинтересовался философией Гегеля, что перебрался в Берлин и прослушал все гегелевские лекции. Гегель сыграл роль «второго отца», духовного отца. Берлин Фейербах называл своей духовной родиной.
Материализм Людвига Фейербаха
Реабилитация материализма. Немецкая классическая философия началась с Канта, Кант подверг резкой критике французских материалистов 18 века, продемонстрировал, что их позиция неглубока, особенно в гносеологических вопросах. Материализм не в состоянии учесть те глубокие гносеологические проблемы, которые Кант разработал.