РЕКЛАМА
 
Функция философии в мировоззрении врача
 
Необходимость философии напрямую зависит от невозможности разрешения проблемы известными способами, методами, в рамках устоявшихся представлений о должном течении событий или в момент выбора между имеющимися представлениями, методами и т. д.
Какую же роль играет философия в мировоззрении врача?
Сначала надо определить, что такое специалист, в чем специфика деятельности специалиста врача? Специалист это человек основательно знающий какое-либо дело. Если мы говорим о такой специальности как врач, то это человек по роду своей деятельности философ, поскольку имеет дело с качественным состоянием сложноорганизованного объекта. Неслучайно многие врачи древности принадлежали к той или иной философской школе. Считалось, что умение мыслить абстрактно является основой деятельности врача, а само абстрактное знание должно было быть ядром его мировоззрения и приобретение им практических специализированных навыков, умения и знания, потому что каждый человек это уникальное создание, взаимосвязанное со средой своего обитания, несущее в себе груз своего опыта. Лечение это помощь в принятии законов универсума и облегчение страдания.
Прошли столетия, но и сегодня врач воспроизводит в своем сознании всю сложность взаимосвязи разнообразных процессов конкретного человека в их направленной динамике, систематизируя воспринятую целостность. Требование системности означает, что врач должен уметь осознавать все значимые элементы, образующие целостность восприятия состояния конкретного человека в ее направленной динамике с целью определения качества его здоровья. Разложение целостности восприятия на элементы предполагает развитый навык логического анализа, потому что целью этого «разложения» является структурирование этих элементов, их иерархизация и определение ведущих и второстепенных связей и взаимосвязей. Этот навык является чрезвычайно важным особенно для врача. Так, непонимание, что существует различие между причиненной связью и простым следованием явлений зачастую приводит к врачебным ошибкам. Действительно, разжижение крови у людей, отравленных фосгеном (дифосгеном), не является причиной последующего ее сгущения так же, как и день не является причиной ночи.
Следующим этапом будет постановка диагноза. И, наконец, прогнозирование динамики болезни без лечения и с применением различных типов лечения. И, конечно, назначение лечения.
Сложность прохождения данных этапов заключается в том, что врач имеет дело с системой, в которой динамика превалирует над статикой, а необратимость и постоянство изменений является нормой.
В такой ситуации актуализируется методологическая функция философии.
 
Методология -  система принципов и способов организации, построения теоретической и практической  деятельности.
Методологическая функция философии заключается в том, чтобы  разработать исходные принципы познавательной деятельности для решения конкретных научных задач. На основе методологических принципов строится  метод познания, который позволяет получать новое знание.
Человек, ставя перед собой определенные цели, подчиняется некоторым общим мыслительным эталоном, контролирующим и направляющим ход его деятельности. Мыслительный эталон медицинской деятельности для каждой эпохи, культуры свой. В его основе лежат ответы на вопросы о том, что такое здоровье, человек, каковы его цели и задачи.
Например, медицина древней Индии Аюрведа основывается на идеи нераздельного единства микрокосма и макрокосма, человека и вселенной. Так, в трактате «Чварака самхиты» мы читаем, что «поистине, разнообразные явления, которые имеются в мире, имеются и в человеке, имеются в той же мере и в мире». Аюрведа понимает человека как воплощенный дух, Чистое сознание. Так как Сознание все присуще и вечно, то и рассмотрение тела человека Аюрведа начинает еще до появления его на свет и даже до зачатия. Поэтому в трудах древних врачей такое избыточное, казалось бы, внимание уделяется объяснению мироздания. Для западной медицины это нехарактерно.
Врач приступает к осуществлению медицинской деятельности не с «чистым» сознанием, а с некоторыми сложившимися ранее общими, мировоззренческими представлениями, составляющими своеобразный фон восприятия, точку зрения. Эти знания и убеждения являются исходной основой, регулирующей и контролирующей познавательную деятельность.
 
Методологическая функция философии состоит в том, чтобы разрешить ситуацию, когда имеющиеся и привычные подходы для решения  той или иной задачи не работают или не дают желаемый процент положительного решения. Это положение хорошо иллюстрируется на примере существования двух крайних точек зрения в медицине на причинность заболевания – полиэтнологичности (разные причины одно следствие) и монопатогенетичности (одна причина – разные следствия). Для  преодоления этих двух крайних позиций философия предлагает рассматривать нечто как причину только в том случае если это нечто, вступая в связь с другим и изменяет его. Таким образом, предполагается, что «только в действии причина является причиной и действительной причиной». Архив К. Маркса, Ф. Энгельса. Т 3 М. - Л., 1927, с. 264
Влияние философских идей может не осознаваться или осознаваться неясно самими врачами, считающими себя независимыми от философии. Правда, для их деятельности важна не точка зрения по поводу своей независимости от философии, а развитие теоретического мышления, мышления в рамках, которого происходит осмысление практической деятельности, выделение принципов организации данной деятельности и интеллектуальная работа над решением конкретных проблем. Таково основное требование к мышлению врача. В рамках медицины такое мышление называется клиническим, а в рамках философии системное мышление.
Вывод: итак, специалист мало, что знает о своей профессиональной деятельности, если он лишен теоретической системы для ее интерпретации. А в теории существует мало положений, которые не поддавались бы проверке фактами. Развитие конкретной практической деятельности, требует изменения теоретической системы.  В этом случае актуализируется потребность в методологической функции философии. Здесь философия выступает как интеллектуальная деятельность по переосмыслению содержания оснований конкретной деятельности и их систематизации с целью улучшения практической деятельности. В этом случае результатом философии является теория, которая позволяет осуществлять познание, по-новому интерпретировать результаты профессиональной деятельности, что зачастую способствует ее развитию. Таким образом, философия осуществляет систематизацию мировоззрения врача, повышая тем самым уровень его культуры мышления.