Мишель Монтень философия
 
 
Мишель Монтень (1533 - 1592)
В 1580 году выходят «Опыты» Монтеня. Они не утратили своей притягательной силы и по сей день. Книга вышла на французском языке. Это эссеистика, несистематические размышления по моральным проблемам. Отличительная черта - неприязненное отношение к схоластике. Возможно, именно оно определило выбор эссе как жанра для «Опытов». Оценка Аристотеля как главы схоластов. Монтень Платона тоже недолюбливает. Оба авторитета имеют невысокую цену в его глазах.
Предпочтение Монтень отдает скептикам. Позиция в большой мере скептическая, против схоластического догматизма. Однако, Монтень непоследователен. Его позиция - нечто промежуточное между абсолютным скептицизмом и догматизмом, прежде всего в области теоретико-познавательных вопросов.
Монтень очень высоко оценивает знания.
Чувственное познание имеет свои границы. Очень многие вещи ощущениями познать невозможно. Разум, опираясь на чувственный опыт, глубоко постигает вещи. У разума тоже есть предел. Компетенция разума за определенными рамками прекращается. Любознательность человека выходит за эти рамки - следовательно, скептицизм распространяется и на разум.
Сторонник натурализма. Наделяет всю природу жизнью - концепция называется гилозоизм (одушевление).
Монтень сближает человека с остальными объектами живого мира. Человек не выше животных, ему нечем гордиться. <90% генов в человеке те же, что и животных.> Не следует слишком возноситься над ними.
Центр философских воззрений - в этике. Главное для морали - умение человека жить.
Индивидуалист, в отличие от Мора. В своем индивидуализме человек не должен переходить определенную здравым смыслом грань, должен учитывать общество.
Антиаскетическая позиция, опирающаяся на эпикурейский принцип эвдемонизма. Главное - стремление человека к счастью, надо удовлетворять и природные потребности.
Отношение к религии. Религия - дело рук человека, а следовательно, просто его изобретение. Тем не менее, роль религии в обществе полезна для общества, это скрепы социальных связей между людьми. Отношение - терпимое. Во Франции - ожесточенные религиозные войны, фанатизм. Монтень стремится найти среднее, взвешенное мнение по всем вопросам.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
В 1571 году выходит его книга «Новая форма Универсума». Приверженец платонической линии в философии.
Существует некоторое единое, оно тождественно с Благом (Плотин), оно бестетесно и выше триединого христианского Бога. Затем - все более определенные, конкретные сущности, души, природы, качества и формы.
Джордано Бруно философия
Провозгласил себя сторонником гелиоцентрической концепции Коперника. В том числе потому и сожгли.
Центральное понятие - понятие единства. Идея единства доводится до крайней формы в виде учения о противоположностях и их единстве. Главным образом оно связано с аристотелевской категориальной системой - возможность и действительность, форма и материя, сущность и существование, изменчивость и неизменность, единство и множественность.
Будучи современником представителей культуры Нового времени, сам был представителем ренессансной культуры. Наиболее ярко репрезентирует особенности ренессансной философской мысли. В своих философских взглядах стоит на позиции двойственной истины, различает две книги - природы и Священного писания. Отказывается согласовывать выводы науки с религиозной картиной мира.