Моральный закон по Канту
 
 
Чистая воля определяется только формой закона. Моральный закон - это форма необходимости, связанная только с формой закона. Отсюда главная особенность этической позиции Канта: нравственный закон исключительно формален. Закон не может предписывать человеку никакого содержательного определения поступка, иначе этот закон не будет необходимым и всеобщим. Он не будет свободен от эмпирических обстоятельств или эмпирического интереса. Никакого эмпирического обоснования нравственности быть не может. Вторая особенность: как проявляется этот вывод? Отрицает возможность строить этику на принципе счастья. Этика антиэвдемонистична.
 
Быть счастливым - требование любого разумного существа, кроме Бога. Потребность в счастье существует у конечных разумных существ, но основу потребности в счастье составляет чувство удовольствия или избежание неудовольствия. Удовольствие и неудовольствие связаны с эмпирическим чувством, переживанием ситуации. Счастье всегда обусловлено эмпирическими обстоятельствами. Этика определяется чисто формально, безотносительно к эмпирическому опыту. Эвдемонизм тоже должен быть исключен. Должен быть отвергнут принцип личного счастья. Если человек стремится к личному счастью, это учит его, как оправдать свой порок. Антиморальное поведение. Есть противоречие между стремлением человека к счастью и его этической позицией. Это противоречие неустранимо. Между нравственностью человека и результатами его нравственной жизни соответствия в принципе быть не может.
 
Начиная с Солона, Феогнида резко поставлен вопрос, как процветает мерзавец, где справедливость.
Нет соответствия между нравственностью человека и последствиями его нравственной позиции. Результатом этого является поиск соответствия в мире вещей в себе, потустороннем мире. Там имеет место свобода человека, личное бессмертие и существование Бога. В рамках чистого разума невозможно. В рамках практического разума обосновывается необходимость признания личного бессмертия, бессмертия души и Бога. Чистый разум должен уступить практическому разуму.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Трансцендентальная эстетика Канта
Понятие эстетического суждения в центре внимания Канта. Эстетическое суждение - суждение о прекрасном, а прекрасное не есть объективное свойство предметов, это субъективное чувство наслаждения предметом, источником которого является предмет. Выражает человек свое эстетическое восприятие предметов феноменального мира посредством суждений вкуса.
Общая характеристика философии Канта
Несколько оценочных суждений относительно философской позиции Канта в целом. Кант является родоначальником немецкой классической философии. Позиция Канта наиболее рельефно отражает всю специфику немецкой классической философии - половинчатость, непоследовательность, заключает в себе сочетание как рационалистической, так и антирационалистической ориентации.
Фихте биография
Родился в семье ремесленника-ткача. В семье было семь детей, семья нищенствовала, но дала возможность Фихте учиться. Помещик той земли, где была расположена деревня, сразу заметил исключительную память мальчика - тот мог повторить проповедь священника, даже не понимая слов. Взял на содержание учебу Фихте. Венский, Лейпцигский университет, теология.