РЕКЛАМА
Натурфилософия Шеллинга
 
 
Суть натурфилософии Шеллинга - Шеллинг исходит из лейбницевского противопоставления духа и материи. Опирается на популярное на всем протяжении развития философии Нового времени понимание, что материя пассивна (механистическое понимание природы). Пытается в объектах природы отыскать активное начало. Вслед за Лейбницем полагает, что сущность природы идеальная, а не материальная. Идея - духовная. Опираясь на это, ищет, что же является тем началом в природе, что дает начало природе живой и неживой. Электромагнитное излучение. Исследования Гальвани, которые установили связь между животными и электричеством. Взаимодействие электромагнитных явлений с химическими (Вольта). Магнетизм. Идея развития природы.
Когда подчеркивает активность природных сил, идеализм соединяет с диалектическим подходом к природе. Природа обладает самоактивностью и развивается. Единство природы - есть нечто, объединяющее живую и неживую природу. Это гальванизм, центральное явление всей природы, и живой,  и неживой. Заимствует у немецкого биолога Гельмейера идею, что все в природе пронизано противоречием противоположных сил - полюса магнита, щелочь и кислота, индивидуальность восприятий мира одним индивидом и родовая сущность индивидов, мышление и его объект, везде находит единство противоположных деятельных сил. Деятельные силы называются полярностями. Взаимодействие этих противоположных сил объявляется внутренним источником самодвижения в природе. Яркая диалектическая идея.
Борьба противоположностей - внутренний источник любой активности, «подлинная мировая душа» природы. Понятие души с античных времен - принцип активности.
 
Шеллинг различает неживую и живую природу. Если в результате борьбы противоположностей мы имеем угасание борьбы, равновесие, мы имеем дело с неживой природой. Если борьба разгорается после достижения равновесия, мы имеем дело с живой природой.
Неживая природа -- угасание жизни. Жизнь приобретает идеалистический характер. Все природные процессы он уподобляет органическим процессам, развивая телеологическое понимание природы. Привлекает не только принцип борьбы противоположностей, а и рассматривает природу как развивающуюся. Позиция характеризуется большим удельным весом проблем диалектики.
Проявляется несоответствие позиции Шеллинга наукоучению Фихте. У раннего Фихте человеческое Я - исходный пункт. Шеллинг демонстрирует, что человек появляется на заключительном этапе развития природы и Я не может быть исходным пунктом единства бытия и сознания. Первоначально Шеллинг полагал, что только развивает определенные взгляды Фихте. Пытается синтезировать наукоучение Фихте и свою натурфилософию в книге "Система трансцендентального идеализма".
"Предел независим от Я". Если рефлексии подвергаются обе деятельности одновременно, то возникает нечто третье. Я является исходным пунктом, предметом рефлексии -- "идеализм" по Шеллингу; реальная деятельность становится объектом рефлексии -- реализм, натурфилософия, не-Я. Третье -- синтетическая позиция,  триада. Если рефлексии подвергаются одновремнно идеальная и реальная деятельность, возникает трансцендентальный идеализм. Система изложена в 1800 году. Три раздела. Рубрикация указывает на родство этой структуры с кантовской критической позицией. У Шеллинга:
теоретическая философия
практическая философия
философия природных целей и философия искусства.
Соответствует всей архитектонике Канта.
 
В теоретической философии Шеллинг наиболее явно зависит от Фихте. Исходный пункт -- Я, выступает в качестве объекта для самого себя. "Непосредственное тождество субъекта и объекта может существовать лишь… в самосознании". Созерцаемое и созерцающее составляют единство. Процесс противоборства субъективного и объективного. У Фихте тоже так: абсолютное Я создает препятствия для эмпирического Я, эмпирическое Я воспринимает это как объективное и пытается преодолевать. "Философия оказывается источником самосознания, проходит различные эпохи". Их три -- эпохи саморазвития самосознания.
 
Первая эпоха - от изначального ощущения до продуктивного созерцания.
Аллюзия Фихте - Я должно созерцать, Я противополагает себе не-Я. Должно. Это подчеркивает теоретическое бессилие Фихте и Шеллинга -- они не обосновывают существования чего-то высшего по отношению к Я. Уловка, чтобы уйти от проблемы.
Объект воздействует на эмпирическое Я и является объектом ощущения. Заканчивает тем, что Я возвышается до статуса интеллигенции.
 
Вторая эпоха - от продуктивного созерцания до рефлексии.
В ее рамках - дедукция категорий. Категории - инструмент рассудочной деятельности. Дедукция категорий - процесс, который совершается реально. Шеллинг говорит об интеллигенции - разумной реальности.
Его ряд категорий опирается на Канта и на Фихте.
1. Пространство (Кант)
2. Время (Кант)
3. Объект (Кант, трансцендентальная аналитика)
4. Субстанция все в третьей группе у Канта
5. Акциденция
6. Причинность
7. Взаимодействие
8. Существование
9. Отношение
 
Все имеет объективное содержание. Под объективным Шеллинг понимает то, что бессознательно продуцируется сознанием, это сфера бессознательного.
Пространство - объективированное внешнее чувство. Время - объективированное внутреннее чувство. Объект - внешнее чувство, определяемое внутренним чувством. Субстанция - содержание объекта, соответствующее внешнему чувству. Акциденция -- то в объекте, что соответствует внутреннему чувству.
Параллельно дедукции категорий реализуется конструирование природы. Природа - результат самообъективации субъекта, происходящей в результате преодоления все новых препятствий.
 
Третья эпоха - от рефлексии до абсолютного акта воли.
Становление человеческого самосознания (на это указал Гегель, это поссорило Фихте и Шеллинга). Рефлексия направлена не только на объект и не только на саму себя, но одновременно и на то, и на другое. Возникновение категорий возможности, действительности, необходимости (модальные категории по Канту). Высший акт рефлексии, переход к практической философии.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Философия тождества Шеллинга
Философия тождества. Суть проста: все противоположности и различия, прежде всего субъекта и объекта, слиты воедино в абсолюте, так что они исчезают в нем как противоположности. Абсолют -- абсолютное тождество.
Немецкая классическая философия Шеллинг
Общая роль Шеллинга в немецкой классической философии. Если посмотреть на Шеллинга в общем ряду Кант - Фихте - Шеллинг и сопоставить их по вопросу о соотношении мышления и бытия, то становится очевидно, в чем заслуга Шеллинга.
Георг Вильгельм Фридрих
Родился в семье секретаря казначейства в Штутгарте. Учился в Тюбингенском теологическом институте на одном курсе с Шеллингом. Его готовили к карьере пастора. Знакомство с произведениями Руссо, Платона, Канта, влияние французской революции побудили Гегеля отказаться от карьеры пастора и обратили его к философии.