РЕКЛАМА
 
Наука в период средневековья
 
При рассмотрении средневекового научного знания чаще всего обращают внимание на те особенности, которые отличают его от науки Нового времени. Это обусловлено тем, что по своему содержанию и методам, по той роли, которую наука играет в средневековом обществе, она весьма существенно отличается от науки нового времени. Несмотря на то, что у науки в период средневековья есть своя специфика, она имеет много общего с  античной наукой, нежели с наукой Нового времени. 
В средневековье были переосмыслены важные принципы античного научного познания. Из ряда принципов, которые были предложены христианством, мы обратим свое внимание только на два, а именно -  принципы познания природы и человека.
В этот период природа начинает пониматься как созданная богом, а не как самостоятельное начало мира, имеющее свою цель и свой закон. Изменив представление о природе, христианство изменило и понимание отношения к ней человека. В античности человек относился к природе как чему-то божественному, самоценному, в средние века природа стала рассматриваться как несовершенное творение бога. Естественнонаучный интерес к изучению природы ослабевает, потому что она не дает возможности познать последние причины и основания своего собственного существования: они не могут быть открыты человеку на земле с помощью разума.
 
Христианское понимание человека отличается от античного тем, что человек не чувствует себя органической частью целого, частью космоса. Он вырван из этого целого и должен быть его господином, но поскольку греховен, полностью зависит от божественной милости. Без веры в бога и без помощи божественной благодати, человек часто оказывается ниже природных существ. С верой он выходит за пределы природного мира, становится непосредственно связанным живыми личными узами с богом. Именно вследствие этого возникает иное измерение человеческой души, которое неведомо античной философии. Религиозная философия средневековья открывает внутреннего человека, которому ничего в космосе не может соответствовать. Для постижения глубины этого внутреннего человека недостаточно человеческого разума, необходимо обращение к творцу.
Христианство изменило вектор познания от изучения внешнего мира, природных явлений и процессов, к изучению внутренней жизни человека. Изучение душевной жизни человека не является в средние века самоцелью, а подчинено религиозной цели – спасению. Обращения к внутренней жизни человека имело ряд последствий для  познавательной практики. Во-первых, вместо характерного для античности объективизма в аргументации наступает период обращения к внутренне-субъективному основанию знания. Во-вторых, в античности в центре познавательной практики стоял разум, созерцающий идеи, Истину, в средние века в центре познания стоит воля, направленная к богу.
 
Вывод: сосредоточенность средневекового мышления на понятии воли и веры подготавливает поворот к новому пониманию отношения между объектом и субъектом, который характерен для Нового времени. В античности научное познание - это созерцание  объекта, при котором субъект пассивен. В Новое время научное познание это конструирование объекта. Субъект здесь активен. Этот радикальный переворот был подготовлен христианским учением о природе как созданной богом из ничего, и человеке как активно-волевом субъекте действия.