Николай Коперник философия
 
 
Николай Коперник (1473 - 1543)
Поляк, выдающийся астроном вообще, а не только эпохи Возрождения. Окончил Краковский университет, в Италии (Болонья и Падуя) восемь лет изучал науки, слушал Помпонацци. В 1505-1508 годах пишет «Малый комментарий», содержащий критику аристотелевско-птолемеевской картины мира. Пишет революционную работу «О движении небесных сфер».
Начал заниматься этой проблематикой по заданию одного из католических кардиналов, чтобы научить католиков правильно вычислять пасху. Юлианский календарь не учитывал треть суток; набежала большая ошибка, что требовало громоздких таблиц. Кардинал обратился к Копернику, чтобы тот создал новый способ расчета. Оказалось, что гораздо проще решать эти задачи, если считать, что Земля вращается вокруг Солнца. Другие задачи решались тоже более просто. Католическая церковь внесла изменения в календарь (григорианский календарь ввел Григорий 7), но книга была внесена в Индекс запрещенных книг. Новая картина мира подрывала  авторитет Священного писания, которое утверждало, что Земля находится в центре.
1 Откровение Бога лжет.
2 Отвергается иерархическая структура мироздания, иерархия небесного и подлунного мира. Мир небесных тел - мир правильных движений. В подлунном мире все беспорядочно. Ценностная нагруженность подрывается. Земля становится одним из небесных тел. Десакрализация неба. Тоже подрывает основы религиозного мировоззрения.
3 Отвергается надобность в перводвигателе - круговое движение в нем не нуждается.
4 Подрывается идея антропоцентризма. Земля находится на периферии солнечной системы и человек - периферийное существо. Косвенно отрицается учение церкви о роли Христа. Земля - пылинка. С чего бы Христос пришел именно сюда, если Земля не находится в центре Вселенной? Не космическая роль Христа.
5 Идея бесконечности вселенной. Вселенная не ограничена небосводом, над которым может существовать мир духовный. Где место Богу?
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
В 1571 году выходит его книга «Новая форма Универсума». Приверженец платонической линии в философии.
Существует некоторое единое, оно тождественно с Благом (Плотин), оно бестетесно и выше триединого христианского Бога. Затем - все более определенные, конкретные сущности, души, природы, качества и формы.
Джордано Бруно философия
Провозгласил себя сторонником гелиоцентрической концепции Коперника. В том числе потому и сожгли.
Центральное понятие - понятие единства. Идея единства доводится до крайней формы в виде учения о противоположностях и их единстве. Главным образом оно связано с аристотелевской категориальной системой - возможность и действительность, форма и материя, сущность и существование, изменчивость и неизменность, единство и множественность.
Будучи современником представителей культуры Нового времени, сам был представителем ренессансной культуры. Наиболее ярко репрезентирует особенности ренессансной философской мысли. В своих философских взглядах стоит на позиции двойственной истины, различает две книги - природы и Священного писания. Отказывается согласовывать выводы науки с религиозной картиной мира.