Николай Мальбранш (1638 - 1715)
 
 
Вывод из декартовского дуализма души и тела.
Если это две субстанции, существующие самостоятельно и не могущие воздействовать друг на друга, возникает вопрос, как объяснить очевидный факт, что жизнь души и жизнь тела тесно связаны между собой. Есть соотнесенность процессов в мыслящей и телесной субстанциях. Только подумал, что надо взять очки, и взял.
Мальбранш утверждает, что никакой связи между мыслящей и телесной субстанцией нет. Связь через Бога. Бог так направляет действия мыслящей и телесной субстанций, что они соответствуют друг другу. Бог - подлинная причина соответствия телесных и духовных процессов.
Мальбранш пересматривает проблему «Бог - мир». Решение:
Возвращается к августинианской концепции Бога (перманентный креационизм). Бог абсолютно все сам творит. Изменения есть только в воле Бога. Отрицает наличие причинности в мире - подлинной причиной является Бог. Связь между событиями случайна с точки зрения этих объектов. Мир полностью лишается самостоятельности, ни одна вещь не является самодействующей. Следовательно, мир погружен в Бога (пантеизм).
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Этот период следовал непосредственно за зарождением ислама в Аравии в VII веке н.э. и его стремительной экспансией по всей территории Западной Азии и Северной Африки. Уже к IX веку мусульманство стало религией, господствовавшей не только среди арабов, но и народов большинства стран от Испании до Северной Индии.
Картина мира – это целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер, формируется в обществе в рамках исходных мировоззренческих установок. Картина мира обуславливает способ восприятия мира.
Школа имен. Эти философы интересовались значением имен. Конфуций определил это как “выправление имен, правильно называть тот или иной предмет. Проблема состоит в отношениях между мин (наименование) и ши (действительностью. Поиск универсалий, или то, каким образом в языке обозначаются явления. Одни из наиболее известных Гунсунь Лун написавший знаменитое “Рассуждение о белой лошади”.