Общественное сознание
 
Общественное сознание включает в себя и ценностные компоненты. В основе ценностного отношения к окружающей действительности стоит принцип социального эгоцентризма: социальный субъект – будь то отдельный человек или общественная группа – любит или ненавидит прежде всего самого себя, и только в силу этого обстоятельства испытывает положительное или отрицательное пристрастие к вещам, поскольку в них как в зеркале он видит свое продолжение и воплощение. С этой точки зрения ценность может быть определена как мера затраты физических или духовных сил человека на созидание или освоение им элементов природной или социальной среды.
Ценность – это человеческое измерение вещей. Выступая по отношению к вещам и как созидатель в практической деятельности, и как идеализатор, мыслитель и художник в духовной деятельности, человек вкладывает в вещи свой труд и свою душу, свою энергию и свой талант и тем самым наделяет вещи смыслом, делает их значимыми и значительными для себя.
Ценности вообще как предметы потребностей и интересов, взятые в субъективно-психологическом, аффективно-волютивном выражении, в виде устремлений, предпочтений, почитания или порицания, одобрения или осуждения, влечения или избегания – суть феномены, в которых интересы и потребности переведены на язык идеального, мыслимого и представляемого, модельного и знакового формообразования. Иначе говоря, выражены словом, представлены знаком, составляют совместное знание людей, их общественное со-знание.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
1. Пантеизм (греч. pan – все, theos – бог) – бог не персона, не «старичок» аскетичного вида с нимбом, сидящий на троне, а некое «рацио» (рассудок) мира, душа природы. Таким образом, природа – это тело, а разум природы – это Господь бог.
В XVIII во Франции назревала революция. Предреволюционная ситуация характеризовалась, прежде всего, ослаблением жесткого гнета абсолютизма. Новые идеи, новые веяния пришли во Францию, как это ни странно, из Англии!
Метод научного познания существенным образом предполагает формирование некоторой теории, т.е. системы логических связей (здесь достаточно указать лишь на осознаваемость этих связей, как признак существования в них некоей логики) между объектами, сформированными в сознании как модельными (т.е. состоящими из набора логически идентифицируемых свойств).