Общество и государство Локк
 
 
Человек мыслится как единичное эгоистическое существо. Отсюда следуют представления об обществе и государстве.
Различает естественное и гражданское состояние человека. Естественное состояние - когда человек руководствуется эгоистическими интересами. Государство - продукт общественного договора.
Вступает в полемику с Робертом Дилмером, который в 1680 году выпустил книгу «Патриарх, или Власть королей». Власть - от Бога. В 1690 году Локк издает два трактата о государственном правлении.
В свободном, естественном состоянии люди свободны, равны и независимы. Главное содержание жизнедеятельности - борьба за самосохранение. Этот круг идей знаком по Гоббсу и Спинозе. Локк добавляет очень высокую оценку собственности и труда. Собственность неотделима от труда, вместе они составляют основу человеческой культуры. Труд создает стоимость. Государство не может отчуждать от человека все права - неотчуждаемы права собственности и свободы, для этого люди создали государство.
По Гоббсу, государство может буквально все. Локк более мягко подходит к проблеме. Идея разделения властей. Разделение властей - условие соблюдения прав человека.
 
Должны существовать три власти, независимые друг от друга. Это
законодательная власть (парламент)
исполнительная власть (суд и армия)
федеративная власть (внешняя политика государства, государство выступает как представитель всего общества в отношениях с другими государствами).
 
Локк - один из основоположников либерализма.
Решение проблемы соотношения государства и церкви. Ни государство в жизнь церкви не вмешивается, ни наоборот. Концепция веротерпимости, исключая атеистов.
Неприятие атеизма. Локк пересаливает в том смысле, что слишком часто заверяет читателя в том, что он верующий.
 
Может быть, это не очень так. Идея Бога - неврожденная идея, Бог в опыте не дан.
Суть сенсуалистической позиции в теории познания подводит к выводу, что наличие определенной идеи в нашем уме - не гарантия истинности этой идеи (Локк). Все знания из опыта. Решить этот вопрос исходя из гносеологии Локка невозможно. Дальше углубляет эти сомнения Юм, а французские материалисты прямо отвергли Бога. Может быть, Локк чувствовал, что его философская позиция ведет к атеизму.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Лейбниц очень много внес в разработку этих проблем. Свое учение назвал монадологией. Понятие монады - ключевое. Кроме монад, ничего нет, каждая монада - субстанциальная единица. Картина мира плюралистическая, в отличие от Спинозы
Лейбниц о Боге
Сам Лейбниц резко возражал против фатализма. Тем не менее, концепция предустановленной гармонии имеет смысл только в случае наличия фатальности. Лейбниц борется с фатализмом, решая проблему «Бог - мир» и проблему саморазвития монад.
Проблема свободы. Трактует понятия необходимости и случайности - и соответствующие феномены. Онтологические условия возможности свободы. Содержание их Лейбниц раскрывает, опираясь на понятия возможность и невозможность.