Основные идеи Джона Локка
 
 
Локк вводит различие идей на простые и сложные. Фундамент всего содержания нашего знания - простые идеи, продукт внешнего и внутреннего опыта (протяженность, покой, движение, все первичные качества). Они имеют свои модусы: движение - ходить, ползать, летать. Простые идеи рефлексии - мышление и хотение (сила - разум и воля, соответственно). Определяются через гносеологию. Модусы простых идей рефлексии - суждение, вера.
За эти границы опыта мышление не может выйти. Разум оказывается за границами пассивным, только рецептивным.
Активная способность - когда комбинирует простые идеи в сложные.
Способы комбинирования:
 
сравнение
сопоставление
абстрагирование
соединение.
 
Три разновидности сложных идей - модусы, субстанции, отношения.
Сложные идеи модусов - такие сочетания или комбинации идей, содержание которых мыслится как не существующее самостоятельно - как действия субстанций. Самые важные идеи модусов - идеи пространства, времени и числа.
 
Идея пространства формируется внешним опытом. Сопоставление с позицией Ньютона - Ньютон различает абсолютное и относительное пространство. Локк отбрасывает понятие абсолютного пространства: абсолютное пространство чисто умопостигаемая сущность, в опыте не дано, пустое понятие. Дано только относительное пространство. Онтологическая проблема решается исходя из гносеологических предпосылок.
 
Время - сложная идея. Источник - внутренний опыт. Локк не признает абсолютного времени, только относительное время, которое дано нам в опыте.
Отрицание объективности времени. Основа понятия времени - внутренний опыт. Время существует благодаря внутренней духовной жизни. Время субъективизировано.
 
Сложные идеи субстанций предполагают самостоятельное существование объектов. Здесь Локк примыкает к Аристотелю - понятие первой сущности, субстрата. Если есть нечто, как самостоятельная сущность, у него есть субстрат.
Существуют простые субстанции (аристотелевский подход) - человек, камень; и собирательные - семья, народ (состоят из множества отдельных объектов).
Локк рассматривает понятие субстанции с гносеологических позиций - он сводит ее к набору свойств, которыми обладает какой-то объект, причем этот набор обладает целостностью (яблоко, например, зеленое, круглое, кислое). Если простая субстанция - это целостный объект, обладающий свойствами и у нее есть субстрат, то мы должны ввести понятие субстанции как носителя свойств. Локк замечает, что с чисто эмпиристической точки зрения мы никогда не воспринимаем субстанцию, только свойства. Непосредственно в опыте субстанция не дана - «неопределенное предположение неизвестно чего». Вопрос о существовании субстанции - вопрос веры, а не знания.
Сложные идеи отношения - результат сравнения простых идей. Идея отца и идея сына - нет отца, нет и сына, и наоборот.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Подход к государству и решению этических проблем. Здесь Спиноза примыкает к позиции Гоббса: человек - эгоистическое существо, причем делает это даже более последовательно, чем Гоббс. Для Гоббса эгоизм - характеристика только естественного состояния человека, а у Спинозы человек остается эгоистом и когда возникает государство (объясняет общественным договором).
Основание этики - стремление к самосохранению (как эгоистическое существо). Именно через наличие такого стремления определяются важнейшие этические категории. Человек считает добром то, что содействует его самосохранению. Зло - то, что препятствует его самосохранению.
Барроу - английский математик, астроном, философ, теолог. Когда в Трините-колледже Кембриджа открыли кафедру математики, Барроу стал первым профессором. Передал кафедру Исааку Ньютону (когда тому было 27 лет). Барроу считал себя теологом, но ему принадлежит метод касательных (предшественник дифференциального исчисления Исаака Ньютона).