Философия Марсилио Фичино
 
Марсилио Фичино (1433 - 1499)
Осуществляет перевод на латинский язык всех диалогов Платона, Плотина, Ямвлиха, Порфирия и Прокла, а также текстов, приписываемых Гермесу Трисмегисту (в наше время установлено, что созданы во 2 -3 веках н.э.). Во времена Фичино полагали, что он был зачинателем религиозной философии, к которой впоследствии примкнул Платон.
Фичино сближает философию с религией - «ученая религия», «благочестивая философия». «Естественная» или «всеобщая религия». Перекликается с тенденцией, которая была в 18 веке (Просвещения) - идея рациональной, разумной религии (Англия, Франция).
Был служителем католической церкви.
Свои проповеди иногда посвящал целиком божественному Платону (язычнику!). Призывал к веротерпимости. Абеляр в 12 веке занимал ту же позицию.
Философские взгляды: проблема «Бог - мир». Пытался утвердить идею единства мира и Бога (как и Николай Кузанский). Тенденция пантеизма.
Бог - мир -- отношения единого и многого (в неоплатоническом духе); покой - движение (Бог - неподвижный перводвигатель); причина - следствие. Все это - противоположности.
В платоновском духе - иерархическое устройство мира. Низшие тела движутся высшими, а высшие - божественной причиной.
Божество присутствует во всех вещах (почти пантеизм).
В рамках привычной философии Платона: душа присутствует во всем, мир одушевлен. Душа - источник движения всего, в чем она присутствует.
Фичино пытается натурализовать представления о мире: внутренний источник самодвижения есть душа, она есть природа (близок к Аристотелю). Природа - внутреннее искусство, организующее материю.
Попытка реабилитации автономности природного начала, через обожествление природы - божественной души.
Стремится возвысить и человека. Человек - единственное существо в мире, которое повелевает не только низшим миром, но и самим собой. Человек - свободное существо. Сам создает семью, государство, направляет свою жизнь. Государство есть дело рук самого человека. См. латинских аверроистов после Сигера Брабантского.
Светская власть должна быть независима от духовной, потому что государственная власть - создание самого человека. Власть королей - не от бога. Выводы о восстании не делаются. Развитие - у Макиавелли.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Трактовка человека примыкает к гуманистическому направлению и развивает определенные следствия гуманизма. Человек руководствуется в своей жизни собственным индивидуальным интересом (подчеркивание эгоизма). Забота о сохранении и приумножении собственности. Необходимость государства (предвосхищает Гоббса): государство ставит пределы человеческому эгоизму, но является делом рук самого человека.
Эразм Роттердамский - незаконнорожденный сын священника и его служанки. В молодости был монахом одного из Нидерландских монастырей. Стал членом кружка Колета.
На центральное место ставил «философию Христа». Уравнивание значимости христианской религии и античной философии. Пытался выявить моральное содержание христианства, систематически противопоставить дух христианского учения (раннего) и букву христианских догматов. Они не совпадают. Надо быть верным духу христианского учения.
Большой друг Эразма. В 1516 году (за год до Лютера) опубликовал книгу «Утопия». Само слово сконструировано Мором из «у» + «топос» - место, которого нет. Или «эу топос» -- благое место. Утопия - страна, которой нет, но она является благой страной. От этой книги пошла целая традиция утопической литературы - проектов идеального устройства общества, в котором человек процветает и все счастливы.