Пьер Гассенди (1592 - 1655)
 
Философ, который возродил философию Эпикура в гораздо более полном виде, чем это пытался делать в XVв. Лоренцо Валла, который интересовался только этическими сторонами. Гассенди реабилитирует атомистику Эпикура. Галилей некоторые моменты учения Демокрита пытался взять на вооружение.
Сын крестьянина, получил университетское образование, стал священнослужителем. Был профессором университета Вен-анс-Прованс, затем профессором математики в парижском колледже.
Позиция - эмпирицизм в его сенсуалистическом варианте. Обнаружил у Эпикура наиболее последовательную версию сенсуализма. Восприятия нас не обманывают, заблуждения - результат поверхностного применения разума (как у Эпикура). Будучи сторонником сенсуализма и решая проблему источника знаний, выступил против теории врожденных знаний Декарта и отверг положение Декарта о том, что субстанция телесных вещей заключается в протяженности и что она есть единственное свойство субстанции. То многообразие, которое дано нам в опыте, более убедительно демонстрирует нам существование вещей, чем протяженность. Не только абстрактное геометрическое соображение, а учет всего чувственного опыта.
Соединил сенсуализм с отдельными положениями агностицизма - человек знает лишь то, что создал своими руками, а внутреннее устройство природной вещи - нет.
В полном противоречии с этим его учением заявляет, что все состоит из атомов. У атомов он признает: плотность, неделимость, величину, пространственную форму, движение. Все это - механические свойства.
Если существует движение, существует и пустота. Несоответствие его сенсуализма и пустоты, которую ощущать невозможно.
Сами атомы настолько мелкие, что признать их существование - значит выйти за пределы сенсуализма. Гассенди опирается на открытие микроскопа. Вводит термин молекула, маленькая масса, закладывая предпосылки химической терминологии.
Этика. Исходный принцип удовольствия как стремления к счастью. Противопоставляет стремление к счастью аскетизму средневековья и вульгарному гедонизму. Эвдемонизм. Прежде всего философия здоровья. Основная добродетель этики счастья - благоразумие (против волюнтаризма; разум должен направлять волю).
Концепция слабо соответствует христианским положениям, и Гассенди это сознает. Секуляризированная этика. Такая этика годится только для просвещенных, для толпы существует христианская этика.
Опирается на теорию двойственной истины, чтобы примирить свои воззрения с христианской совестью. Наука - не религия, дает рациональные знания, опирается на опыт. Религия в помощи науки не нуждается, опирается на веру, иррациональна.
Движение атомов - благодаря Богу. Признает наличие души - телесной и разумной. Разумная сотворена Богом и бессмертна, телесная дана родителями и смертна.
Атомистические идеи подхватывают Роберт Бойль и Исаак Ньютон.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Приверженец декартовского рационализма. Резко выступает против схоластической мудрости. Дополняет рационализм позитивным положением - «познавать ситину не только разумом, но и сердцем». Предшественник экзистенционализма, экзистенциалисты чтут его в качестве предтечи. Сердце чувствует истину непосредственно и это - нерациональный факт. Эмоционализм и иррационалистическая тенденция.
Пьер Николь и Антуан Арно
Собратья Паскаля по аббатству Пор-Ройяль, янсенисты.
«Логика или искусство мыслить». Попытка систематичзировать искусство логики как искусство исследования (не умозаключения). Искусство мыслить опирается на четыре метода Декарта.
Учение о понятии
Суждении
Умозаключении
Методе
Исходный пункт - концепция двух истин. Теология и религия нужны обществу. Религиозные воззрения не поддаются рационализации и не нуждаются в ней. Философия - продукт разума, ее цель - объяснять человеку мир и самого себя. Главное средство - познание причинных связей.