Жизнь и творчество Пьетро Помпонацци
 
 
Пьетро Помпонацци (1462 - 1525)
Две особенности:
1) учился в Падуанском университете, преподавал там и в Болонье. После смерти Сигера Брабантского латинские аверроисты бежали в Падую и Болонью. Помпонацци - наследник этой традиции.
            2) первый мыслитель, который осмелился аристотелизм сделать основой своего учения. Аристотель после Фомы Аквинского был ненавистен гуманистам Помпонацци попытался в духе Сигера Брабантского Аристотеля изложить так, чтобы показать, что гуманистический идеал просматривается и в его учении. Реабилитировал Аристотеля.
 
В 1515 году издает трактат «О бессмертии души» (Болонья). В трактате выражается концепция двух истин Сигера.
В 1512 году состоялся Латеранский собор, запретивший концепцию двух истин.
Помпонацци утверждает, что: 1) Священное Писание - набор притч, в которых излагаются определенные моральные требования для человека. Они не могут быть основой для объяснения мира. Это - задача философии. Религия и философия разводятся.
2) возможно ли бессмертие души. У Помпонацци был друг, с которым они договорились, что будут сообщать друг другу все сведения о бессмертии души (клиническая смерть, например). Пришли к выводу, что никаких свидетельств о возможности (реальности) посмертного существования души нет. Помпонацци опирался на аверроистскую трактовку аристотелевского учения о бессмертии души. Аристотель полагает, что растительная и животная душа смертны. Бессмертной можно признать только разумную душу. Аверроэс утверждал, что разум у всех одинаков, а индивидуального бессмертия нет.
Можно ли говорить о разумной душе как самостоятельной субстанции? Аристотель - можно, она отделима.
Помпонацци - связь разумной души с ощущениями (это животная душа, по Аристотелю). Душа погружена в материальную природу человека, минимально причастна разуму. Со смертью тела душа тоже умирает.
Моральный облик человека верующего стоит ниже, чем того, кто не верит. Почему? Тот, кто верит в бессмертие души, ведет себя моральным образом из-за опасности наказания, его мораль - рабская. Человек, неверующий в бессмертие души, продолжает действовать моральным образом без оглядки на наказание. Неверие возвышает его.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Трактовка человека примыкает к гуманистическому направлению и развивает определенные следствия гуманизма. Человек руководствуется в своей жизни собственным индивидуальным интересом (подчеркивание эгоизма). Забота о сохранении и приумножении собственности. Необходимость государства (предвосхищает Гоббса): государство ставит пределы человеческому эгоизму, но является делом рук самого человека.
Эразм Роттердамский - незаконнорожденный сын священника и его служанки. В молодости был монахом одного из Нидерландских монастырей. Стал членом кружка Колета.
На центральное место ставил «философию Христа». Уравнивание значимости христианской религии и античной философии. Пытался выявить моральное содержание христианства, систематически противопоставить дух христианского учения (раннего) и букву христианских догматов. Они не совпадают. Надо быть верным духу христианского учения.
Большой друг Эразма. В 1516 году (за год до Лютера) опубликовал книгу «Утопия». Само слово сконструировано Мором из «у» + «топос» - место, которого нет. Или «эу топос» -- благое место. Утопия - страна, которой нет, но она является благой страной. От этой книги пошла целая традиция утопической литературы - проектов идеального устройства общества, в котором человек процветает и все счастливы.