Отношение к понятию Бога у Гоббса
 
 
Отвергает возрожденное Декартом онтологическое доказательство бытия Бога на том основании, что доказательство должно исходить из ясного понятия, а понятие Бога - самое темное понятие. Никакого доказательства Декарт не дал. Но сам Гоббс стоит на позиции деизма. Бог есть первопричина мира, но о Боге можно говорить, что он существует. Каков он, знать не дано. Бог находится в вечном движении и телесен, но его телесность более тонкая, чем телесность объектов.
Человек как телесное существо не обладает никакой душой, психические свойства - результат деятельности тела. Ощущения - исходный пункт. Его схема признается современной наукой: ощущения есть результат воздействия двух движений, извне, от объекта, и изнутри, из человека. Изнутри - действуют определенные участки мозга. Там и появляются ощущения. Гоббс впервые такую схему предложил.
Воздействовать на человеческое тело могут только механические свойства объекта. Как эти механические свойства порождают остальные свойства, Гоббс объяснить не в состоянии, отсылает к Господу Богу. Интеллектуальные способности человека - тоже ссылка на Бога.
Вслед за Гуго Гроцием, пытается объяснить природу государства и природу морали. Признает подлинную природу человека и дедуцирует понятие общества.
Подчеркивает эгоистический характер природы человека (общее место начиная с Макиавелли). Человек настолько эгоист, что человеческие интересы буквально все определяют у человека. Это мешало создать подлинную науку о правах и государстве - люди были незаинтересованы. Интерес настолько довлеющ, что даже положения геометрии были бы уничтожены, если бы чей-то интерес был затронут.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Философ, который возродил философию Эпикура в гораздо более полном виде, чем это пытался делать в XVв. Лоренцо Валла, который интересовался только этическими сторонами. Гассенди реабилитирует атомистику Эпикура. Галилей некоторые моменты учения Демокрита пытался взять на вооружение.
Следуя Монтеню, придерживается скептической позиции против науки и против притязаний богословов решать вопросы о бессмертии души и загробной жизни. Призывает полагаться не на знание, а на веру, но учитывать, что вера у людей самая разная. Несовпадение веры - не повод для притеснений. Даже представители одной религии придерживаются разных взглядов. Следовательно, надо исповедовать принцип веротерпимости.
Атеист, но его произведения не дают возможности обвинить его. «Далек и от суеверий, и от безбожия», «грешник, но способен предоставить себя милосердию Божьему», «сторонник веротерпимости».
Слишком суровая религия никогда не дает хороших верующих, как суровые законы - хороших подданных.