Понятие возможности у Гегеля
 
 
Гегель детализирует содержание этого понятия, различает абстрактную и конкретную возможности. Абстрактная возможность соотносится с понятием невозможности. То, что является не-невозможным - абстрактная возможность. Напоминает понятие случайности у Лейбница - случайно то, что является не-невозможным. Если имеется абстрактная возможность, то, по Гегелю, в рамках абстрактной возможности можно говорить о случайности. Случайность - то, что имеет основание своего бытия не в себе самом. Опять лейбницевская традиция: по Лейбницу, не метафизическая необходимость - то, что опирается на закон достаточного основания, имеет основания не в себе самом, а вовне. Один из самых слабых пунктов в позиции Гегеля. Присоединяется к традиции, говорит, что случайность - то, что имеет своим источником внешнюю причину. Эту позицию воспринял Плеханов, она была господствующей в советской литературе. На эту позицию опирался французский философ конца 19 века Курно, это тенденция фатализма. Не спасло от фатализма и Лейбница.
Более ценное положение Гегеля: случайность объективна. Нельзя полагать, что случайность - наши субъективные представления. Если мы устраним субъективность, случайность не исчезает. Случайность - объективная характеристика определенных явлений. Слабость позиции - для мира в целом ничего внешнего нет, случайности не обнаруживается. Картина мира фаталистическая, несмотря на объективность случайности.
Конкретная возможность соотносится с понятием необходимости.  Когда все условия имеются налицо, предмет необходимо должен стать действительным. Необходимое необходимо потому, что таков круг обстоятельств.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Гегель о субъективном понятии
В первом разделе развивается учение о субъективном понятии. Три вопроса - понятие как таковое, суждение, умозаключение. Внимание Гегеля сосредотачивается на том, что является содержанием формальной логики. Единство всеобщности, особенности и единичности. Это дает возможность перейти к учению о суждении.
Онтология Гегеля
Первый раздел соответствует учению о бытии, второй - учению о сущности, третий - преодоление внешности и непосредственности, в которые понятие было погружено, когда рассматривалось как объект (в химизме).
Философия природы Гегеля
Жизнь Гегель рассматривает как неопосредованную идею (тезис). Антитезис - опосредованная идея, познание. Первая цель познания - стремление к истине. Это дело познания как теоретической деятельности (то же, что у Канта моральная деятельность - осуществление добра). Его реализует воля. Единство теоретическое и практической деятельности Гегель характеризует как Абсолютную