Познания в античной философии
 
 
В V веке к Греции появляются первые платные учителя «мыслить, говорить и делать», а на самом деле, побеждать в любом споре, даже защищая слабую сторону – софисты. Истина не интересовала их – только победа в споре была главной целью.  Они вели странствующий образ жизни, а потому их мысли, догмы, умозаключения охватывали большое количество людей. Внимание теперь привлечено к проблеме человека, его места в обществе, смысла жизни, знания, окружающему нас миру. Софисты были первыми агностиками, т.е. учили, что мир непознаваем, истины нет. Но это противоречило их релятивизму, т.е. тому, что всё относительно, в том числе и истина. И это осталось мне не до конца ясным, зачем они противоречили самим себе, считая, что всё относительно, в том числе и понятие истины, но при этом полагая, что истины нет вообще. Возможно, это объясняется тем, что важным для них была только победа в споре, и когда им было нужно, они говорили, что всё относительно и доказывали свою правоту. Когда же они защищали противоположную сторону, то сразу становились агностиками, убеждая, что истины нет, и побеждали в споре. В общем, придерживались философии, необходимой в данный момент для победы в споре.
 
Затем разобраны теоретико-познавательные взгляды Аристотеля. «Все люди от природы стремятся к знанию» - так начинается его книга «Метафизика». Существует четыре ступени познания, перехода от чувственного восприятия к познанию принципов. Первая, можно сказать, самая примитивная – чувственное восприятие, то, что мы ощущаем физически, благодаря нашим органам чувств, но общего органа для восприятия нет. Восприятия  суммируются, повторяются, переходя уже в опыт. Аристотель считал опыт очень важным в познании, потому что «тот, кто владеет понятием, а опыта не имеет, тот часто ошибается». Третья ступень – искусство, доступная тем, кто знает не только общее, но и причины. А последняя ступень – ступень наук, где, в свою очередь, высшая – философия. Рациональное знание общего не появляется из знания единичного, более хаотичного, а лишь выявляется благодаря такому знанию. Само знание общего заложено в разумной душе потенциально. Но здесь появляется проблема, как же разделять общее и личное, познаваемое чувством и разумом, который уже выше чувственного восприятия. Ведь все мы – люди имеем одинаковые способности к чувственному восприятию, у всех одинаковые органы чувств. Но воспринимаем мы всё по-разному, сколько людей, столько и мнений. И этот переход, от знания единичного к знанию общего, не уловим.
 
И последний разобранный вопрос – скептицизм. Скептицизм – направление в гносеологии, которое проводит мысль о недостоверности любого знания. Скептики подводили итог тому, что было сказано и искали основание для этого. Они не отрицали существование истины, а склонялись к тому, что её невозможно доказать. В отличие от софистов скептики – более «чистые» философы, их интересовала истинность вопроса, а не победа в споре в любом случае. Но так как однозначно истина не может быть доказана, они ставили всё под сомнение. Крайний скептицизм утверждал, что из двух противоречащих суждений ни одно не достоверно, и если противоположного данному суждению нет, то его надо изобрести, - это и является искусством скептика. Умеренный же скептицизм или пробабилизм утверждает, что истина более или менее вероятна, из двух противоречащих суждений одно более или менее истинно, чем другое. В этом вопросе мне осталось непонятным, откуда и как возникает скептицизм. Были ли скептики последователями софистом, но перешедших уже конкретно к изучению истинности вопроса, а не стремясь доказать эту истину? Или скептики появились гораздо раньше, чем софисты, но их философия не получила изначально широкого распространения и большого количества последователей?
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Понятие “философия” впервые возникло в Древней Греции. Буквально: “философия” = “philio” - любовь, “sophia” - мудрость  “любовь к мудрости”.
Рассмотрим этот вопрос на примере Древней Греции. Слово “философ” впервые употребил
Пифагор (ок. 580-500 гг. до н.э.) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни.
Мировоззренческая трактовка философии позволяет определить ее предмет.
Поскольку философия является мировоззрением  основные 2 предмета ее исследования: мир (бытие) и человек и их взаимодействии (т.е. отношении между собой). В силу этого основными философскими вопросами являются природа, человек - его природа, чувства, ум и т.п., а также вопросы общественной жизни людей, как взаимодействия человека и бытия.
Мировоззрение - система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.