Проблема развития в философии
 
 
 
Древняя философия: не знали идеи развития в современном понимании, так как время мыслилось ими циклическим и не существовало проблемы необратимых изменений. + Идея замкнутого, совершенного космоса, лежавшая в основе всего античного мышления  нет постановки вопроса о направленных изменениях.
Утверждение христианства  меняется представление о направлении времени - идея линейного его направления.
Новое время  развитие науки  формирование представления о естественной истории, о направленных и необратимых изменениях в природе и обществе.
Идея эволюции утверждается в естествознании  становится предметом философии.
Марксизм: развитие - универсальное свойство материи, служащее основой объяснения истории общества и познания. Теория развития - материалистическая диалектика.
Вторая половина XIX века - теория развития как теория эволюционизма. Тезис о монотонном эволюционном процессе, имеющем линейную направленность.
В то же время: критика эволюционной теории развития.
1) отрицание самой идеи развития и принципа историзма;
2) появление концепции так называемой творческой эволюции - идеалистическая тенденция.
Направления:
а) теория “Эмерджентной эволюции” С. Александера и К.Л.Моргана, когда происходит абсолютизация качественных изменений в отрыве от количественных
б) “творческая эволюция” Бергсона и Уайтхеда. Философия Тейара де Шардена.
XX век: Новые черты по сравнению с XIX веком (кроме уже названных) - предмет изучения - внутренние механизмы развития. + Констатация неоднородности процесса развития - о том, что общая линия прогрессивного развития переплетается с изменениями, которые образуют тупиковые ходы эволюции и регресс.
Наука разрабатывает теории развития, которые в отличие от более раннего естествознания рассматривают главным образом обратимые процессы, описывающие нелинейные, скачкообразные преобразования.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
В V веке к Греции появляются первые платные учителя «мыслить, говорить и делать», а на самом деле, побеждать в любом споре, даже защищая слабую сторону – софисты. Истина не интересовала их – только победа в споре была главной целью.
В XIX веке математика переживала период чрезвычайно быстрого развития. К Расселу восходит и идея сведения философии к логическому анализу. Рассел считал, что есть необходимо было так формализовать арифметику, в частности, что бы можно было формальным путем доказать истинное суждение и нельзя бы было усомниться в правоте. Рассел видел необходимость в создании искусственного языка, с помощью которого можно было бы записывать четко и правильно результаты науки.
Идеи Рассела получили свое более полное и более крайнее выражение в "Логико-философском трактате" его ученика Людвига Витгенштейна. В нем Витгенштейн выдвигает идею о том, что мир обладает атомарной структурой и состоит из фактов. Факт делает предложение истинным. Факт – нечто происходящее в человеческом мире, т. е. в мире, открытом для человека.