Проблема свободы у Шеллинга
 
 
 
Главная проблема -- проблема свободы (следует за Фихте).
Фихте отличает теоретическое Я от практического Я по тому, как отличаются сознательное и бессознательное. Шеллинг: реализация есть продуцирование, то же, что в теоретической философии есть созерцание.
Я производит нечто сознательно; в рамках теоретической деятельности сознательное определяется бессознательным, в практической деятельности бессознательное определяется сознательным.
Шеллинг делает существенный шаг вперед в разработке проблемы свободы.
Человек производит своей деятельностью вторую природу. Это правовое общество. За посягательством на свободу другого должно следовать препятствие эгоистическим интересам. Шеллинг подчеркивает социальную природу свободы. Социальную реальность рассматривает с точки зрения развития, исторически. Пытается охарактеризовать специфику истории как таковой.
 
Свобода должна быть необходимостью, необходимость -- свободой.
Намечает диалектику свободы и необходимости. Они связаны с сознательным и бессознательным. Необходимость -- бессознательная деятельность, свобода -- сознательная деятельность.
Человек действует таким образом, что результатом его деятельности является не только то, к чему он сознательно стремился. Он производит нечто такое, о чем он не догадывается, что это является результатом его деятельности. Это -- необходимость. Связь исторических событий объективна, в ней присутствует необходимость (это вскроет Маркс). Говорит на абстрактном уровне.
Если наша рефлексия обращена только на бессознательное, возникает система фатализма, или понятие судьбы. Если наша рефлексия обращена только на субъективное, возникает атеизм, не признающий никакой закономерности. Если рефлексия возвысится до Абсолюта, возникает система провидения, или религия. Признание разумного руководства историей со стороны Бога. История -- постепенно обнаруживающее себя откровение Абсолюта. Сходные идеи у Джамбатисто Вико (история есть продукт человеческой деятельности, результат человеческой деятельности есть объективное, независимое от сознания человека; разумный характер истории). Очень близок. Шеллинг подчеркивает, что откровение никогда не является полным. История -- постепенное обнаружение божественного замысла, постепенное откровение.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Философия тождества Шеллинга
Философия тождества. Суть проста: все противоположности и различия, прежде всего субъекта и объекта, слиты воедино в абсолюте, так что они исчезают в нем как противоположности. Абсолют -- абсолютное тождество.
Немецкая классическая философия Шеллинг
Общая роль Шеллинга в немецкой классической философии. Если посмотреть на Шеллинга в общем ряду Кант - Фихте - Шеллинг и сопоставить их по вопросу о соотношении мышления и бытия, то становится очевидно, в чем заслуга Шеллинга.
Георг Вильгельм Фридрих
Родился в семье секретаря казначейства в Штутгарте. Учился в Тюбингенском теологическом институте на одном курсе с Шеллингом. Его готовили к карьере пастора. Знакомство с произведениями Руссо, Платона, Канта, влияние французской революции побудили Гегеля отказаться от карьеры пастора и обратили его к философии.