Ричард Кемберленд (1631 - 1718)
 
 
Епископ. Главным образом развивал этические концепции в противостоянии с Гоббсом, отверг теорию естественного права и обвинил Гоббса в безнравственности и атеизме.
1671 год - «О естественных законах». Утверждал, что естественные законы - божественное предначертание.
Те нормы, которые даны в Священном писании, и есть естественные законы для человека. Отнюдь не продукт произвола или договора.
Естественное состояние - не война всех против всех, Бог дал другие заповеди морали.
Человек - доброжелательное существо, не эгоист.
Совсем другое отношение между человеком и государством. Государство от Бога, власть от Бога и власть должна заботиться о человеке. Патриархальное видение функции государства по отношению к человеку.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Гносеологические взгляды. Один из самых влиятельных представителей рационалистической линии в новоевропейской философии. Очень существенная черта - гносеологический дуализм опытного и рационального знания (между ними пропасть). Опытное знание относится к области мнения, а истина, подлинное знание - только на путях рационального мышления.
Пантеистическая философия Спинозы - конкретное выражение того, что он исповедует единство мира. Мир един (монизм). Никакого дуализма нет.Подчеркнув единство мира, ставит проблему соотношения единого и многого. Эту проблему не могла разрешить вся античная философия. Он тоже ничего не мог сделать с этой проблемой.
Человек - один из конечных модусов, в котором проявляются два атрибута субстанции, и мыслящее, и телесное существо.Спиноза выдвинул концепцию психофизического параллелизма: связь идей в мышлении та же самая, какова связь вещей в мире.