РЕКЛАМА
Модель формирования желаний
 
 
В вопросе о том, откуда проистекают желания, принцип детерминизма, вообще говоря, сопутствующий самой постановке вопроса, решает однозначно: нечто из ничего не возникает; или, по удачному выражению В.Шекспира: "Наши действия [обусловленные нашими желаниями,--- авт.] зависят от сил, действующих на нас." Вопрос о механизмах возникновения тех или иных влечений, как результате тех или иных внешних воздействий, относится к сфере психологии. Одним из важнейших экспериментальных результатов психоанализа является понимание ассоциативного принципа мышления (например,). Согласно ему, объект, определяющий собой внешнее возмущение, вступает в ассоциативные связи (по всем идентифицируемым органами восприятия признакам: цвет, запах, форма и т.д., которые, впрочем, могут быть уже составными характеристиками, т.е. реальная реакция может происходить на более элементарном уровне, как показывают современные биофизические исследования) с объектами, имеющимися в памяти субъекта. Насколько полно сохраняются в памяти имевшие место в жизни человека события или воспринятые им объекты,--- вопрос открытый; накопленный психологами опыт не дает оснований предполагать факт существенных потерь информации (а некоторые результаты склоняют к еще более смелым выводам). Вряд ли эти детали здесь вообще важны, поскольку далеко не вся ассоциативная цепь, течение которой вызвано внешним объектом, становится нам известной: существуют психологические барьеры, действие которых приводит к сокрытию процессов от понимания. Тем самым возникает необходимость ввести в рассмотрение сознательные и бессознательные процессы. Под бессознательным понимается все то, что мы не осознаем, но что имеет на нас влияние, причем определяющее (само бессознательное также бывает удобно разделить на предсознательное и собственно бессознательное; здесь в таком рассмотрении нет необходимости). Результатом работы бессознательного является набор осознанных объектов, ассоциативно связанных друг с другом и с возмущающим объектом 1 (см. рисунок) и сопровождающие процесс связи чувственные ощущения.
Каким образом, или откуда возникает чувственная реакция на объект --- вопрос, оставляющий большую свободу для воображения. Мне кажется уместным считать чувства результатом совокупного отношения к объекту, возникающего в процессе ассоциации: это смешанное от отношений к объектам 2,3 и 4, вызванным ассоциативно влиянием "внешнего" объекта 1. Отношение к какому-либо объекту формируется на основании выработанного в детстве воспитанием (или поздними, более яркими впечатлениями, если они имели место в истории субъекта) критерия добра и зла, который сам по себе является аналогом функции "хорошо"...(оттенки)..."плохо" от ограниченного набора объектов (формируемого в тот же период). Процесс формирования отношения (скажем, к объекту 2) состоит в восстановлении ассоциативных связей между объектом (2) и каким-либо из объектов "базисного набора" и, тем самым, перенесении на него соответствующей базисному объекту (А) характеристики ("+", т.е. "хорошо"). Сферу базисных элементов с характеристиками З.Фрейд определил термином Я-идеал (или сверх-Я, если не касаться несущественных деталей их различия), и представляет она моральную установку индивида. Механизм формирования моральной точки в раннем возрасте основан на статистическом совпадении физиологических ощущений ребенка и соответствующих его действий; т.е. попросту --- запрет на то или иное поведение; соответствующую по принципу противоречия ему агрессию, руководствующуюся принципом удовольствия, относят к сфере "Оно". Хочется подчеркнуть, что основным моментом, формирующим моральную точку и соответствующую ей агрессию является сопоставление общественного воздействия физиологическому.
Далее с результатом бессознательных процессов начинает работать сознание, которое восстанавливает потерянные из-за барьеров объекты ассоциативной цепи (2) и формирует конечное отношение к объекту возмущения (1). Работу сознания по восстановлению потерянных участков цепи удачней было бы назвать замещением, в результате которого статистически доступные объекты (т.е. встречающиеся достаточно часто в жизни человека, и подходящие в качестве заместителей потерянных объектов по принципу причинно-следственной связи) моделируют собой связь. Найденная таким образом модель, конечно, не однозначна что, естественно, может привести к ошибочному определению отношения к возмущению.
Рассмотрим для наглядности пример. В качестве объекта возмущения возьмем мальчика, который бьет собаку. Этот объект вызовет у меня, например, такие ассоциации как какое-нибудь воспоминание о том, как я сам когда-то побил собаку, и это воспоминание (обозначим его номером 2) будет оценено морально как "плохое", рождая при этом "ощущение плохого", затем оно свяжется с воспоминанием о том, как кто-то бил собаку в целях ее воспитания (3). с оценкой "скорее хорошо, чем плохо", после чего процесс воспитания вступит в связь с какими-либо ранними неприятными воспоминаниями того, как меня самого воспитывали, и связанные с этим объекты не пройдут в сознание, а на выходе будет, к примеру, связанный с этими выпавшими объектами образ злой собаки с соответствующей "плохой" оценкой. В результате всего родится смутное чувство неудовольствия и модель следующего содержания: "бить собак --- это плохо, но в целях воспитания --- возможно, хотя вообще собаки злые". Далее я попытаюсь понять, почему они злые и, взяв из статистики своей обыденной жизни случай того, как собака разозлилась на хозяина, построю такую модель: "бить собак --- плохо, в целях воспитания --- можно, но из-за этого собаки становятся злыми, следовательно --- несут в себе угрозу, а значит бить их нельзя". Если бы я взял из статистики случай собаки послушной и доброй к хозяину, то у меня получилось бы: "бить собак --- плохо, в целях воспитания --- можно, тогда они становятся послушными, а не злыми и опасными, и поэтому злых собак нужно бить", причем замещающая потерянные участки "послушная собака" будет оценена "положительно", что скрасит общее чувство недовольства объектом.
Выбор замещающих объектов идет также по ассоциативному принципу, причем выбирается наиболее вероятный по статистике (определяемой соответствующей социальной средой) из возможных. Далее, после формирования общего чувственного отношения и модели объекта (если на формирование модели, как осознанной, тратится время и работа; иначе она не существует как известная субъекту), формируется желание, которое в самом грубом случае может быть двояко: или изменить объект возмущения, или оставить без изменений. Конкретный выбор зависит от предыстории: от наличия сопутствующих желаний и от установки на мораль или агрессию к ней. При наличии сопутствующих желаний результатом будет либо отказ от какого-либо из них (в результате конкурентного по силе и т.п. отбора), т.е. заранее нереализованное желание, либо принятие их всех, как подлежащих реализации. И то и другое генерирует психические напряжения (сами по себе выражающие факт выбора какого бы то ни было отношения к объекту): первое --- как противоречие между принципом реальности и принципом удовольствия [1], второе --- как факт накопления еще не реализованных, но требующих реализации желаний. Частичная релаксация напряжений происходит при смене установки с моральной на агрессивную или наоборот (напряжение выступает как вытесненное желание или стремление к чему-то иному; изначальные напряжения уже генерированы "множественностью Я"). Вообще же релаксация психических напряжений по отношению к субъекту может происходить либо вне его (соответствует экстравертированному по Юнгу типу), либо внутри его (интровертированный тип), причем по отношению к сознанию, в первом случае оно ориентировано на восприятие новых объектов и реализацию соответствующих желаний, и на этом пути имеет место тенденция к усугублению разрыва между сознательным и бессознательным, а во втором -- сознание стремится расшириться до бессознательного, будучи направленным на разрушение психологических барьеров (в конечном итоге) как источников напряжений, представляющих вытесненные желания (или та "углубленность в себя" о которой писал Ортега - и - Гассет в). В случае, если энергия психических напряжений не может полностью нейтрализовать себя в этих двух направлениях, включается защитная реакция, одним из частных проявлений которой является описанная выше смена установки. В случае же когда защитные механизмы нарушены фиксацией на каком-либо генерирующем напряжения состоянии, невысвобожденная энергия идет на разрушение всего организма, или рассеиваясь по ряду функциональных органов, или концентрируясь на каком-либо одном, наименее защищенном для данного организма и условий. (На многие заболевания внутренних органов и таких органов чувств, как слух или зрение, что признано несомненным, определяющее влияние оказывает психический фактор; как пишет З.Фрейд, равно как его последователи и противники, попытки психоаналитического лечения ряда заболеваний, классически выходящих за рамки психологии, проходили с большим успехом. В сущности, воздействие на психику является одним из основных инструментов так называемой нетрадиционной медицины.)
В крайних случаях полного погружения в себя (сознание отождествлено с бессознательным) и полностью ориентированного во внешний мир сознания (полностью изолированного от бессознательного) собственно никаких желаний не возникает: в первом случае фиксируемые бессознательным напряжения, возникая сразу во всей их противоположности, релаксируют, не создавая отношения к возмущению (нет препятствий к осознанию противоречий; бессознательное вне времени [3]), а во втором --- сознание лишь "воспринимает" (или отражает) возмущение, но не формирует ни отношения, ни его модели, т.е. никак себя не проявляет (исчезая как таковое); реакция обусловлена защитно-экономическими и физиологическими процессами, управление которыми осуществляется через бессознательное.
Выделяя теперь из вышесказанного все существенное для практически важных случаев, лежащих в сфере интересов этого реферата, видим что источник желаний --- психические напряжения: внутренние, основополагающие между "Оно" и "сверх-Я", и внутренние второстепенные "вытесненные" желания, начинающие работать при вступлении в ассоциативную связь с текущим возмущением. Внешний раздражитель, или новый объект, генерирует новое напряжение неизбежно: вызывая к себе отношение "Оно" и "сверх-Я", вступая в ассоциацию с второстепенными вытесненными желаниями, и собственно становясь вытесненным желанием вплоть до момента его реализации (разрядки). (Отличие таких временно генерированных вытеснений от устойчивых психических комплексов состоит в навязчивом характере последних, т.е. в создании специфической системы их связи с окружением.) Психологическая разрядка может быть направлена на внутренний и на внешний мир; как показывает опыт К.Г.Юнга, следует предположить изначальную, предопределенную физиологически склонность к преимущественно тому или иному способу релаксации. (Ясно, например, что некоторая наследственно или т.п.--- вообще, вплоть до астрологических посылок, в приемлемой степени, конечно; возможны некоторые элементы мутаций и т.п.--- заложенная функциональная слабость или явные недостатки в деятельности внутренних органов будет способствовать превалированию интровертированной установки бессознательного, тогда как пониженное давление, повышенная чувствительность органов восприятия, повышенная сексуальная активность способствуют преимущественно экстравертированному типу.) Однако способ, которым будет решен вопрос о направлении психической релаксации зависит от соотношения установок сознания и бессознательного. Установка сознания определяется статистикой объектов повседневности (т.е. в конечном итоге --- соответствующей социальной средой; буквально --- это тот или иной социальный стереотип поведения; в том числе и своего рода общественная мораль). Установка бессознательного не меняется со временем (может быть за исключением случаев резких функциональных нарушений в работе организма), а ее жесткость по отношению к установке сознания определяется общим психофизическим состоянием человека (бессознательное в случаях резкого конфликта служит амортизатором сознательной установки).
Таким образом, количество реализованных желаний определяется числом релаксирующих напряжений. Если все психические напряжения успевают релаксировать (куда бы то ни было) так же быстро, как генерируются новые, и при этом не возникает конфликта бессознательной и сознательной установок, вызванного, собственно, генерацией соответствующих внутренних напряжений, разрешаемого, вообще,--- болезненными состояниями, то... человеку только и остается, что осознать: "как я счастлив", тем самым расписавшись в этом формально.
 
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Прежде всего нужно заметить, что под религией я здесь понимаю чисто внешнюю, популярную сторону того, что обозначается этим термином в целом; т.е. выношу за рамки этого понятия его содержательную сторону, более относящуюся к философской концепции, чем к чему-либо другому.
XXI век характеризуется не только новым взглядом на науку, но и поворотом в философской проблематике и традициях философского дискурса. Проблематика методологии науки, в основном, тематизирована в позитивистской философии науки и продолжает существовать и развиваться сегодня в контексте аналитической философии
Общественное сознание включает в себя и ценностные компоненты. В основе ценностного отношения к окружающей действительности стоит принцип социального эгоцентризма: социальный субъект – будь то отдельный человек или общественная группа – любит или ненавидит прежде всего самого себя, и только в силу этого обстоятельства испытывает положительное или отрицательное пристрастие к вещам, поскольку в них как в зеркале он видит свое продолжение и воплощение.