РЕКЛАМА
 
Сенсуализм Беркли
 
 
С сенсуализмом был связан материализм. Теперь сенсуализм становится источником идеалистических выводов.
Субъективный идеализм. Беркли - наиболее яркий идеалист, причем  субъективный.
Оккам - тенденция эмпирицизма. Номинализм связан с субъективизмом. Возможно существование общих понятий в человеческом уме, их нет в вещах - потому что субъективны, остаются одним и тем же, и потенциальное восприятие объектов, и интеллект, направленный на различные объекты, позволяет объединить их в уме. Чисто субъективное основание общих понятий у номиналиста Оккама.
Сочетание номинализма и субъективизма у Беркли не надо выводить. Увязывание с номинализмом ведет к субъективному идеализму. Последовательное проведение номинализма. Позиция отличается от позиции Локка; Локк полагал, что в самих вещах есть основания, позволяющие их объединять в виды. Беркли считает, что существуют только единичные объекты.
Общие понятия в человеческом уме есть. Общие понятия: человеческий ум - тоже единичный объект, вокруг него единичные объекты. Ум направляет свое внимание на разные объекты, выбирает какое-то слово, которое репрезентирует набор единичных объектов. Слово обозначает представление единичной природы.
Локк рассматривает понятие треугольника вообще - остроугольного, тупоугольного, прямоугольного. Беркли говорит, что если мы произносим слово треугольник, то мы имеем в уме какой-то один треугольник, не все сразу, соотносим с этим единичным образом целый класс объектов, абстрагированных от различия между остроугольным, тупоугольным и прямоугольным треугольником. Имеем в виду образ единичного объекта. Общего понятия нет как такового. Существуют единичные образы, которые репрезентируют целый класс объектов. Треугольник нарисовать нельзя. Нет общих идей, это заблуждение ума, происходящее из злоупотребления словами. Слова предполагают наличие общих идей. Это ошибочно.
Слово - знак совокупности единичных объектов, каждый из которых можно вызывать в уме, в памяти, произнося это слово.
Общие понятия пусты. Если этот вывод имеет отношение даже к материальным объектам, то и к другим тем более. Мы можем представить себе то, что чувственно воспринимаемо. Поэтому понятие бесконечно малого - пустое понятие. Дифференциальное исчисление основано на абстрактных допущениях.
 
С особым рвением Беркли нападает на абстрактное понятие материи.
Материя - «наиболее абстрактная и непонятная из всех идей».
Раз общего не существует, материи не существует. Пространство, величина, форма тоже не существуют - это то, что Локк относит к первичным качествам вещей.
Сенсуализм Локка - второй исходный пункт атаки на материю.
Беркли ухватывается за различие первичных и вторичных качеств. Он задает риторический вопрос - с чего Локк взял, что существуют первичные качества, присущие вещам самим по себе. Ведь все знания - из ощущений, принадлежат субъекту. Вторичные качества принадлежат субъекту, а не объекту. Чем отличаются первичные качества от вторичных? Судим на основе чувственного опыта - различать оснований нет. Все качества субъективны. Реальная возможность, которая содержится в позиции Локка - отрывать свойства вещей от самих вещей, помещать эти свойства в субъект. Все свойства - вторичные в локковском понимании слова. «Их esse есть percipi». Esse est percipi.  «Существовать значит быть воспринимаемым». Предметы не существуют вне духовных или воспринимающих их вещей. Материю нельзя воспринять, она является абстракцией. С точки зрения вышеуказанной формулы она реально не существует. Вселенная существует в наших восприятиях, и только.
Позиция очень определенная. Существование чего-либо в мире зависит от того, воспринимается ли оно кем-либо. Нет субъекта - нет мира.
В рамках  такой концепции надо признать не только материю, но и все объекты не существующими вне духа. Подлинное существование имеют только субъективные восприятия.
 
Применительно к каждому отдельному человеку таким субъектом выступает он сам.
Солипсизм - один я существую, все остальное - мои восприятия. Позиция абсурдна - все помимо меня не существует, включая людей. Существовать - значит быть воспринимаемым.
Беркли резко протестует против солипсизма, признает существование других людей. Но если признал, что любой из вас существует вне восприятия, значит отказался от этой формулы.
Непременное следствие - комнаты нет, когда я не смотрю. Ситуация не так страшна - кроме вас, кто-то другой может воспринимать. Но это другой может быть и вором, поэтому мы запираем комнату и там никого не остается. Чтобы спастись от неприятных выводов, обращается к понятию Бога. Существует особый субъект, который всегда все воспринимает. Это Бог.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Беркли о Боге
Как отличать те восприятия, которые являются реальными, от фантазий, фантомов, снов? Если восприятия нескольких человек совпадают, то - реальное восприятие. Идея Бога - фантазии мы сами продуцируем, а реальные восприятия вкладывает в наши души Бог. Существуют только духовные сущности и их восприятия - материальных нет.
Этическая позиция Беркли
Резко критикует этику Мандевиля и Шефтсбери. Мандевиль аморален, искажает его позицию (раскрывает специфику общества, в котором жил), Мандевиль восстает. Шефтсебери считает, что мораль автономна, независима от религии. Беркли - моральные нормы имеют божественное происхождение, ни о какой автономности морали от религии речи быть не может.
Краткая биография Давид Юм
Родился в Эдинбурге, Шотландия, в дворянской семье. Учился в Эдинбургском унивеситете, ввиду слабого здоровья и недостатка средств недолго занимался коммерцией. Четыре года был во Франции для занятий наукой. Написал трактат "О человеческой природе" в 4 томах. В 1734 году издан во Франции. Трактат остался незамеченным, "не возбудил ропота среди фанатиков" (Юм).