Софисты и Сократ
 
 
Новый этап в развитии научной мысли Греции начался с деятельности софистов. Софисты стремились сделать научные и философские достижения своего времени всеобщим достоянием и открыть субъективный источник всякого знания. В результате они изменили направление философской мысли, от рассмотрения природы к рассмотрению самого сознания. Но очень скоро выяснилось, что софисты это, прежде всего, популяризаторы, а не люди, которые стремятся познавать мир. Для софиста – красноречие, умение аргументировать свою точку зрения. Вот почему они развили искусство аргументации. Их стали рассматривать, как тех, кто может научить убедительно доказывать свою точку зрения, вне зависимости от того, в чем она состоит.
Заслуга софистов в осуществленной ими критики оснований цивилизации – нравов, верований, обычаев, устоев. Другими словами, они выступили с критикой традиции, которая имеет силу, пока существует непосредственное доверие к ней. Но они не смогли преодолеть врага критицизма – релятивизма. Релятивизм говорит о том, что не существует интерсубъективной истины, общечеловеческих норм поведения.
 
В оппозиции к софистам выступил Сократ. Рассматривая сознание, Сократ обнаруживает в нем разные слои, состоящие с индивидом, носителем сознания, в очень сложных отношениях. Субъектом одного из слоев оказывается чувственный индивид. Субъектом второго слоя является надындивидуальное сознание, которое не принадлежит какому-то одному индивиду, но присутствует в каждом. Таким образом, он задает ориентацию на поиск общих (надындивидуальных) истин.
Познавая мир древние греки в качестве критерия достоверности утверждений, способа доказательств выбрали логическую убедительность. Для этого они разработали понятийный аппарат и логику доказательства. Этот метод познания был прекрасно применен софистами в искусстве беседы, спора. Понятие об опыте, которое бы служило  критерием утверждения, появилось только 2 000 лет спустя в 1600 г. Ф. Бэкон утвердил понятие эксперимента как основание научного познания.
Но значит ли это, что древние греки не экспериментировали, не исследовали природу, получая результат, который позволял им изменять окружающий мир, согласно своим целям? А как же тогда их инженерное искусство? Начнем с того, что развитие инженерного искусства начинается в позднеэллинистический период (3 - 1 вв. до н. э.), когда возникла практическая необходимость в военной инженерии и баллистики (наука, изучающая движение снаряда) и ее развитие связано с именем Архимеда (287 - 212 гг. до н. э.). Хорошо. Но как же астрономические знания древних греков? Знания, которые позволили Фалесу Милетскому предсказать солнечное затмение, пусть даже опираясь на найденную периодичность в затмениях жрецами Шумера и Египта. Ему приписывают открытие годового движения солнца, определение времени солнцестояния и равноденствия, определить продолжительность года в 365 дней и разделить его на 12 месяцев по 30 дней. Правда, при этом было потеряно пять дней, как это было принято в Египте.
Почему мы обратились к истории астрономии, рассматривая подходы к решению проблемы познаваемости человеческим разумом этого мира? В астрономии вопрос о познаваемости мира человеческим разумом решался положительно, благодаря представлению о природе как естественной лаборатории, в которой действует сама природа. Для античного физика значимым было естественное течение событий, и воспроизведение события в неких искусственных условиях воспринимались бы как сугубо единичный факт, который имел только косвенное отношение к природе. Значение искусственного повторения событий для изучения причинности было оценено позже. Когда в человеческом познании произошло изолирование природных феноменов, и воспроизведение хода их изменений в выбранном направлении возросла скорость изучения природы.